Словарь
|
Слово | Значение |
---|
Умиление | особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери; на протяжение долгого времени использовался историками искусства в качестве родового названия для изображений Богоматери, ласкающей младенца, который прижимается щекой к ее щеке (см. также Гликофилуса).
| Ублажати | прославлять
| Убо | итак, следовательно
| Углебати | погрязать, тонуть
| Удесы | члены тела
| Уне | лучше
| Усрести | встретить
| Устави стремление | останови поток
| Ущедрити | милосердовать, ущедрить
| Усекновение главы Иоанна Предтечи | праздник православной церкви 29 августа ст. ст. (II сентября нов. ст.), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14; 6-12; Мк. 6; 17-29). В этот день установлен строгий пост.
| Успение Пресвятой Богородицы | один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 15 (28) августа и установленный в воспоминание о кончине Богоматери и чудесном взятии ее на небо. Упоминание об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах; оно описано в "Слове Иоанна Солунского", сказании Псевдо-Иосифа, "Слове Иоанна Богослова" и других апокрифических источниках. Празднуется с IV в; окончательно узаконен в V-VI вв.- после III Вселенского (Эфесского) собора, подтвердившего почитание Девы Марии Богородицей. Праздничные каноны составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона "Успение Богородицы" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
| Устав Богослужебный | сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. В настоящее время наиболее широкое распространение получили новая редакция Устава Великой церкви (византийского), осуществленная в XIX в. и предназначенная для приходского богослужения - распространена в церквах греческого языка и в Болгарии; славянский Типикон - сложившийся в ХVI-ХVII вв. на основе древних монашеских уставов иерусалимского (VIVI1 вв.) и студийского (константинопольского, ок. IX в.) распространен в Русской православной и некоторых других церквах.
| Утреня | общественное богослужение. совершаемой утром или вечером. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной. Чин вседневной включает в себя благословение, начало обычное, Пс. 19 и Пс. 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, Пс. 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву " Отче наш", тропарь, отпуст. Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово видевше" Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляет Всенощное бдение. Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.
|
|