Словарь
|
Слово | Значение |
---|
Таинства | богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Все они так или иначе связываются с текстом Св.Писания, хотя некоторые из них утвердились в церковном обиходе не сразу. В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна символическая композиция "Семь таинств".
| Тайная Вечеря | последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов накануне дня крестной смерти Христа (Мф XXVI, 17-35; Мк XIV, 12-31 ;Лк XXII, 7-38; Ин XIII, 1-17); происходила в первый день иудейской Пасхи (согласно Евангелию от Иоанна - накануне Пасхи), который обычно сопровождался ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение - преломив хлеб и подав своим ученикам чашу с вином со словами "Сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, ...за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф XXVI, 26-28; Мк XIV, 22-24; Лк XXII, 19-20). Таким образом было учреждено таинство Евхаристии, представляющее собой центральный момент христианской литургии. В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической композицией "Евхаристия" ("Причащение апостолов"), получила распространение историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно иллюстрирующая евангельский текст.
| Тетраморф | (греч. - четырехвидный) традиционное обозначение небесных существ (ангелов), описанных в видении пророка Иезекииля (Иез 1, 4-25); крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.
| Триодь Постная | богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для богослужения в те подвижные дни годичного круга, которые составляют приготовление к Великому посту и сам Великий пост. Наряду с молитвами содержит неполные каноны (т. наз. трипеснцы), состоящие не из восьмидевяти (как обычно), а из двух-четырех песен. В воскресные дни канон поется полностью.
| Триодь Цветная | богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, начиная от дня Пасхи и кончая неделей Всех святых.
| Троица | Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца ("Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым"), Сына ("единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша") и Духа Святого ("Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки"). Для уяснения взаимоотношений лиц Св.Троицы богословие выработало особые термины: "усия" - субстанция или сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и "ипостась" - особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности (Отец безначален, Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т.е. получает природу, как и Сын). Понятие о Св.Троице восходит к некоторым местам Св.Писания, в которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное понятие о Св.Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом ("...во имя Отца, Сына и Святого Духа" - Мф XXVIII, 19), а также излагаются важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин 1, 1-5; VIII, 19-58; XVII, 5 и др.). Наконец, в Новом Завете приводятся описания явлений триипостасного Бога во время Крещения (Богоявления - см.) и Преображения . Догмат о Св.Троице - первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов (см. Символ Веры). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама (Явления Аврааму трех ангелов Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в "Троице" Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя; обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма.
| Тропарь | (греч. - обращающий) особое церковное песнопение; общее наименование стихов канона, следующих за ирмосом и связанных с ним ритмически и по смыслу. Тропари, встречающиеся вне канона и составленные без подражания ирмосам, используют в качестве ритмически-тонального ориентира глас, соответствующий дню недели (см. Октоих).
| Таяжде | то же самое
| Твоея | твоей
| Тебе | тебя
| Теку | бегу
| Тем (темже) | поэтому
| Ти | тебе
| Тля (тление, истление) | порча, разрушение; первородный грех
| Токмо | только, лишь только
| Точию | только
| Тощно | усердно, тщательно
| Тоя | той
| Требую | нуждаюсь
| Тропари Троичные | тропари в честь Святой Троицы
| Туне | даром, напрасно
| Тщи | ни с чем
| Тыя | те
| Типикон | (греч. устав, образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны произноситься молитвы из Служебника, Часослова, Миней и Триодей, месяцеслов с Марковыми главами, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников.
| Трапезная | (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме
| Требы | богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома, колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике.
| Требник | богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига).
| Трезвон | праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места богослужения, во время крестного хода и др.
| Трикирий | (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
| Триодь | (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.
| Трисвятое | молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно преданию, была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе (ок. 438-439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось. С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в конце великого славословия на утрене и др.
| Троичен | тропарь, посвященный прославлению Святой Троицы.
| Тропарь | жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV - V вв. появились стихотворные тропари. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласам.
|
|