Власник курс агро
Словарь
|
Слово | Значение |
---|
Макарий | (1482-1563 гг.) святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. - архиепископ Новгородский. Один из последователей Иосифа Волоцкого. Ориентировался на союз православной церкви и самодержавия, способствовал укреплению власти Ивана IV. Выступил инициатором канонизации местных святых, созвалт.наз. Стоглавый собор (1551г.), причем был редактором и одним из основных авторов его постановлений. Автор многочисленных посланий, поучений и назидательных сочинений, составительт.наз. Великих Миней Четьих, включавших в себя жизнеописания святых, а также извлечения из сочинений отцов церкви и других знаменитых церковных писателей. Был известен также как иконописец и покровитель церковной живописи, ему приписывается составление некоторых сложных и оригинальных иконографических программ. Память 30 декабря (12 января).
| Макарий Великий | (Египетский), преподобный (301 391гг.)- христианский святой, подвижник и проповедник, один из основоположников монашеской жизни. Совершал аскетический подвиг в пустынях Египта. В "Словах" Макария Египетского, записанных его учениками, излагается учение о вездесущем Царстве Божием, о благодати и об "умной" молитве, через которую возможно полное единение с Богом (см. также Исихазм). Память 19 января (1 февраля).
| Максим Исповедник | преподобный (582-662 гг.) один из отцов церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание православия был сослан в 659 г. на Кавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие "ипостасного единства" и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа божественной и человеческой - без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также "Мистагогия" - капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21 января (3 февраля).
| Мандорла | (итал. - миндалина) в иконописи сияние в форме овала, в котором изображались Христос и Богоматерь.
| Мафорий | (греч.) верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе (см. также Влахерны, Покров).
| Мельхиседек | (евр. - "царь мой праведность") - ветхозаветный царь и первосвященник, служитель "Бога Всевышнего", благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино - прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа ("...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову - Пс СIХ, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. (см. также Архиерей Великий ).
| Мерило | в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов архангела - тонкий жезл в его руке.
| Минеи четьи | (греч., слав. - ежемесячные чтения ) сборники, содержавшие жития святых, изложенные в порядке празднования их памяти по православному церковному календарю, а также каноны, гимны и другие молитвословия на все дни года; предназначались длядомашнего чтения. Первые Минеи Четьи известны с XII века. Наибольшей популярностью на Руси пользовались Великие Минеи Четьи святителя Макария и Минеи Четьи святителя Димитрия Ростовского (ок. 1700 г.).
| Минея общая | богослужебная книга, содержащая изменяемые молитвы для неподвижных дней богослужения годичного круга, которые церковь назначает всем святым одного лика или чина.
| Минея праздничная | (анфологион) богослужебная книга, содержащая выбранные из месячной Минеи молитвы некоторым особо чтимым святым, которые поминаются в праздничные дни.
| Моисей | (евр. - "взятый из воды") ветхозаветный пророк, освободитель и законодатель Израиля, избавивший евреев от египетского плена (конец XIII - нач. XII в. до Р.Х.). Совместно с Аароном возглавил исход евреев их Египта и умер, по воле Бога, на границе земли обетованной. Господь явился Моисею на горе Синай, и Моисей получил от Него закон: десять заповедей и множество других установлений и предписаний юридического, морального и ритуального характера, после чего им была совершена жертва, скрепившая завет между Богом и его народом. По непосредственным указаниям Бога были выполнены первые предметы нового культа - ковчег и скиния (шатер) завета, которые должны были локализовать его незримое присутствие. Жизнеописание Моисея и содержание полученных им от Бога установлений изложены в ветхозаветных книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, составляющих вместе с первой ветхозаветной книгой - Книгой Бытия -т.наз. Пятикнижие Моисея (евр. - Тора). Память 4 (17) сентября.
| Мамона | богатство
| Мене | меня
| Мертвые века | давно умершие
| Мессия | помазанник
| Местник | злобный отмститель
| Ми | мне
| Милоть | верхняя шерстяная одежда, плащ
| Многочастне | много раз
| Моея | моей
| Моя | мои
| Мшелоимство | корыстолюбие
| Мя | меня
| Мантия | длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. застегивается в двух местах - у ворота и у подола, надевается поверх подрясника или рясы. 1. Принадлежность облачения архиерея и архимандрита - лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (так называемыми источниками) и с нашитыми скрижалями - четырехугольными платами с изображениями креста или серафимов. Скрижали рассматриваются как символическое изображение Ветхого и Нового Заветов. Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной церемонии входа в храм. 2. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы, иначе называемое паллием, - черного цвета. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское облачение в IV - V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.
| Масленица, седмица сырная | неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе масла) и яиц.
| Месяцеслов | церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в служебнике и типиконе.
| Минея | (греч. - месячник) книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная, минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святости ( мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память какого либо святого, отдельная служба которому отсутствует в месячной минее.
| Мирница | сосуд для хранения святого мира.
| Миро | благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей - глава поместной церкви (в Русской православной церкви - Патриарх).
| Миропомазание | таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов "Печать дара Духа Святого. Аминь". В практике православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
| Миряне | часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.
| Митра | (греч. повязка, носимая на голове) - принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; и одна икона наверху - Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом. Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.
| Митрополит | (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула " архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.
| Молебен | богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Совершается по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов - на поле, и так далее. Может соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят Пс. 50, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в требнике.
| Молитва Господня | молитва "Отче наш, иже еси на небесах..." ( Мф. 6; 9-13; Лк. 11; 2-4). которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Господня вошла в широкое богослужебное употребление.
| Молитва Ефрема Сирина | покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего...", составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем). Читается на богослужениях Великого поста.
| Молитва Иисусова | краткая молитва "Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя."
| Молитвенное правило | утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.
| Молитвослов | книга, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении. Может также содержать молитвословия из богослужений, покаянный канон, акафисты и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и другие
| Монастырь | (греч. жилище монахов) - 1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. Около монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.. 2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
| Монах | (греч. один) - человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах ( рясофор) - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы - принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа ( схимонах) - принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.
| Мощи | останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс.
| Мученик | человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово, которое было переведено на славянский и затем на русский словом "мученик", следует переводить - "свидетель". Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства - исповедания христианства.
| Мученичен | тропарь, прославляющий какого либо мученика.
| Мясоед | период времени между постами, когда употребляется мясная пища.
| Мясопустная неделя | предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.
|
|