Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Словарь

Найти надо:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

СловоЗначение
Василий Великий(329 - 379 гг.) святитель, один из отцов церкви. С 362 г. - пресвитер, с 371 г. - архиепископ Кесарии Каппадокийской. Активный участник церковной жизни и богословской полемики, глава т. н. Ново-Никейской школы, борец с ересями. Автор поучений на "Шестоднев" (1 глава Книги Бытия) и псалмы, монашеских правил, назидательных сочинений и множества посланий. Один из создателей христианской космологии. Внес значительный вклад в учение о Св.Троице, разработав совместно с Григорием Богословом понятия "усии" (сущности) и "ипостаси", которые, вслед за неоплатониками, понимал как соотношение общего и особенного в Боге. Это позволило преодолеть противоположные ереси арианства и савеллианства и подготовило решения II Вселенского (Константинопольского) Собора. В послании "О Духе Святом" особо утверждал личную природу Св.Духа и доказывал его равенство двум другим лицам Св.Троицы, Создатель особого чинопоследования Божественной литургии, известного как литургия Василия Великого. Память 1 (14) января.
Введение во храм Пресвятой Богородицыодин из двунадесятых христианских праздников, падающий на 21 ноября (4 декабря) и установленный в воспоминание о введении трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящении ее Богу (во исполнение обета, данного по ее рождении). Описание этого события отсутствует в канонических текстах, оно известно из т.н. "Протоевангелия Иакова" и других апокрифических источников. Установлен не ранее VIII века. Праздничные каноны составлены Григорием Никомедийским и Василием Пагариотом. Икона "Введение во храм" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
Велум(лат. - парус) в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах ("Рождество Богородицы", "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Сретение") символизирует собой преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Иконография велума восходит к античности.
Вербное Воскресеньесм. Вход в Иерусалим.
Ветхий Заветсобрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р.X. и составляющее первую часть христианской Библии. Понятие "завет" (договор) восходит к древнейшим иудео-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует "избранному народу" обетованную землю, а народ обязывается соблюдать данный Богом закон. Ветхий Завет включает в себя книги исторического содержания, книги пророков, а также назидательные, философские, символико-аллегорические сочинения и собрания молитв (см. Псалтирь). Согласно христианской традиции, Ветхий Завет раскрывает только первый этап откровения Бога в мире, но вместе с тем содержит прообразы всех последующих актов: воплощения, искупительной жертвы и победы над смертью - и событий грядущих: второго пришествия, конца мира, Страшного Суда и т. д. Поэтому ветхозаветные тексты принято толковать не буквально, а в символическом духе. Кроме того, 11 ветхозаветных книг, входящих в состав Библии, не считаются каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости, Маккавейские и др.) и рассматриваются только как исторические или назидательные.
Вифлеем(евр. - дом хлеба) город в Иудее, близ Иерусалима, в котором родился Иисус Христос (Мф II, 1-12, Лк II, 1-7).
Влахерныместность в северо-восточной части Константинополя, вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери. Этот храм был основан в 451 году Пульхерией Августой. В 474 году, при императоре Льве Мудром здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой Земли, а уже с 51 1 года известны особые службы, посвященные Богоматери и совершавшиеся в этом храме. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери Константинополю (см. Покров Богородицы). Храм был разрушен в XV веке.
Влахернетиссаособый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом, т. е. спискам с почитаемых влахернских икон. Кроме того, этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери-Оранты, поскольку именно такое изображение находилось, вероятно, в абсиде Влахернского храма (см. также Одигитрия).
Вознесение Господнеодин из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о Вознесении Спасителя во плоти на небо, в присутствии его учеников (Мк XVI, 19, Лк XXIV, 51, Деян I, 4-11) и отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Восходит к апостольским временам. Праздничные каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Каноническая иконография "Вознесения" складывается уже в IV веке и достаточно точно воспроизводит новозаветный текст (Деян I, 4-11). Исключение составляет лишь изображение Ботомгпери-Оранты, представляющей собирательный образ новозаветной церкви. Таким образом раскрывается догматический смысл праздника - рождение церкви Христовой, восприемниками которой становятся присутствующие при Вознесении апостолы. Икона "Вознесение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
Волюта(лат.) скульптурное украшение, завиток на капители колонны.
Воскресениеважнейший акт земной жизни Христа Спасителя, завершение его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, прообразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Засвидетельствован во всех четырех Евангелиях (Мф XXVIII, Мк XVI, Лк XXIV, Ин ХХ-ХХI). Православный канон (за исключением позднейшего времени) отрицает возможность изображения непостижимой тайны Воскресения. Символической заменой подобного изображения служат, во-первых, "Явление ангела женам-мироносицам", описание которого содержится в канонических Евангелиях (Мф XXVIII, 1-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-7) и, во-вторых, "Сошествие во ад", которое, в соответствии с апокрифическим Евангелием от Никодима, последовало сразу же за Воскресением Спасителя - воскресший Христос сошел во ад и извел оттуда ветхозаветных праведников и пророков во главе с Адамом и Евой.
Вохрениев иконописи постепенный переход от основного темного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоев охры с добавлением белил (иногда только белил).
Вселенские соборысобрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Основные деяния Вселенских соборов: I Никейский (325 г.) - принятие первой редакции Символа Веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи; II Константинопольский (381 г.) - выработка понятий, раскрывающих представление о Троице, уточнение и канонизация Символа Веры, осуждение арианства, савеллианства, макеллианства и др.; III Эфесский (431 г.) - осуждение несторианства и признание Девы Марии Богородицей; IV Халкидонский (451 г.) - осуждение монофизитства и определение понятия о Богочеловеке как о лице Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу; V (II Константинопольский, 553 г.) и VI (III Константинопольский, 680-681 гг.) - осуждение различных ересей; VII (II Никейский, 787 г.) - осуждение иконоборчества и утверждение правила о почитании икон и креста. После разделения церквей (1054 г.) общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь и называет вселенскими созываемые ею соборы.
Всенощное бдениеодна из основных форм христианского богослужения; совокупность молитв и священных действий включающая в себя чинопоследование великой вечерни, литии с благословлением хлебов, утрени и первого часа. Согласно свидетельству св.Василия Великого всенощные бдения совершались уже в раннехристианские времена - под воскресные дни и накануне некоторых праздников. Чин всенощного бдения символически воспроизводит основные события священной истории Ветхого Завета (вечерня) и Нового Завета (утреня).
Всех скорбящих Радость(Богоматерь Всех Скорбящих Радость) наименование чудотворной иконы Богоматери. Помимо изображения Богоматери - самостоятельно или перед Христом - включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Согласно церковному преданию обретена в 1643 году. Память 24 октября (6 ноября).
Вход в Иерусалимодин из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о прибытии Христа в Иерусалим перед своей мученической кончиной и воскресением (Мф XXI, 1-11, Мк XI, 1-10, Лк XIX, 29-38, Ин XII, 12-15). Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. Другое название праздника - неделя Ваий (т. е. пальмовых ветвей), поскольку, согласно евангельским свидетельствам, жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. В церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играет верба; отсюда - Вербное воскресенье. Установлен с III века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона "Вход в Иерусалим" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
Вход Великийодин из важнейших моментов литургии; перенесение Святых Даров с жертвенника на престол, сопровождаемое определенным молитвенным чинопоследованием. Символически воспроизводит шествие Иисуса Христа на Голгофу, поэтому при соборном служении выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие об орудиях страдания и смерти Спасителя.
Ваияветвь
Варварчужеземец
Варитипредварять
Василискзмей
Велийвеликий
Велицейвеликой
Велиявеликая
Вельмивесьма, очень
Вемзнаю.
Весизнаешь
Весьсело
Ветия, витиякрасноречивый оратор, проповедник
Взыгративозвеселиться
Виссондорогая одежда пурпурного цвета
В Книзе Животнейв книге жизни
Вкупевместе
ВладыцеВладыке
Внегдакогда
В нюжев которую
В няжев которые
Во ежечтобы
Воивоинства
В оньжев который
Вонязапах, аромат
Вскуюзачем, для чего
Вспятьназад
В страсев страхе
Всуенапрасно
Всявсе
Всяческаявсе, всех
Вынувсегда
Ваий неделяпраздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение.
Великая Субботасуббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие ( Мф. 27; 62-66). После утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны, Символа веры, молитвы " Отче наш" и других). Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" ( Дан. 3; 57-88). Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене, Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа ( Мф. 28; 1-20).
Великие Праздникиважнейшие праздники православной церкви. В день великого праздника совершается Всенощное бдение "и вся служба праздника совершается по уставу" ( Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября.
Великий Постважнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в "неделю о мытаре и фарисее" ( Лк. 18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день). Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне" ( Лк. 15; 11-32. Называется по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение - "мясопустная неделя" - посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей , в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) "Господи и Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору "Лествицы" (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название " стояние Марии Египетской"). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется "Похвала Пресвятой Богородицы" или "Суббота Акафиста"). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - "Лазарева суббота" - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. 11; 1-46). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см. Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.
Великий Пяток (великая Пятница)пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-38 Ин. 14 Ин. 15 Ин. 16 Ин. 17 Ин.18; 1; 2е Ин. 18; 1-28; 3е - Мф. 26; 57-75; 4е - Ин. 18; 28-40 Ин.19; 1-16; 5е - Мф. 27; 3-37; 6е - Мк. 15; 16-32; 7е - Мф. 27; 33-54; 8е - Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 25-37; 10е - Мк. 15; 43-47; 11е - Ин. 19; 38-42; 12е - Мф. 27; 62-66. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы (составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: 1 час - Пс. 5, Пс. 2, Пс. 21; 3й - Пс. 34, Пс. 108, Пс. 50; 6й - Пс. 53, Пс. 139, Пс. 90; 9й - Пс. 68, Пс. 69, Пс. 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час - Мф. 27; 1-56; 3й - Мк. 15; 16-41; 6й - Лк. 23; 32-49; 9й - Ин. 18; 28-40 Ин.19;1-37). Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа веры, молитвы " Отче наш" и некоторых других, 33 псалма. Вечером Великого пятка служатся вечерня и повечерие. На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное - т.е. состоящее из различных евангелий: Мф. 27; 1-38; Лк. 23; 39-43; Мф. 27; 39-54; Ин. 19; 31-37; Мф. 27; 55-61), совершается вынос плащаницы.
Великий Четверток (великий Четверг)четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери ( Лк. 22; 1-39). После утрени совершаются часы - первый (с чтением паримии), третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны, Символа веры, молитвы " Отче наш" и некоторых других. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное - состоящее из текстов различных евангелий: Мф. 26; 1-20; Ин. 13; 3-17; Мф. 26; 21-39; Лк. 22; 43-45; Мф. 26; 40-75- Мф. 27; 1-2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва "Вечери Твоея Тайныя днесь...". Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с ним священникам.
Величаниекраткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или какого либо святого. Начинается со слова "Величаем" (или "Ублажаем"). Поётся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста.
Венцыкороны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
Венчаниебогослужение, во время которого совершается таинство брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их". Возглашается прокимен и читаются Апостол ( Еф. 5; 20-33) и Евангелие ( Ин. 2; 1-11), произносится ектения и поется молитва " Отче наш". Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).
Вечерняобщественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий" - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пелие стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона "Ныне отпущаеши" ( Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Св. Троице; " Отче наш"; "Богородице Дево, радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
Викарий(лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.
Водоосвящениеосвящение воды, совершаемое священником (или архиереем.) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят благословение, тропари, паримии ( Ис. 35; 1-10; Ис. 55; 1-13; Ис. 12; 3-6), чтение Апостола ( 1 Кор. 10; 14) и Евангелия ( Мк. 1; 9-12), великая ектения, иерейские молитвы, благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В чин малого освящения входят тропари, Пс. 142, Пс. 50, чтение Апостола и Евангелия, ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной минее за январь).
Возгласкраткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.
Воздвижение Креста Господняпраздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов. ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.
Воздухбольшой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).
Врата Царскиеглавные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
Входдействие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается "вход с кадилом" перед каждением алтаря и пением "Свете тихий". На литургии совершается "малый вход", или "вход с Евангелием" (после пения антифонов), и "великий вход", или "вход с дарами" (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.
Вход Господень в Иерусалимпраздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город "на осляти" в сопровождении апостолов. "Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев" ( Ин. 12; 12-13). "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" ( Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение.