Купить выгодно швейцарские часы в самаре.
Словарь
|
Слово | Значение |
---|
Базилика | (греч.) прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.
| Баптистерий | (лат.) особое здание, предназначавшееся в раннехристианскую эпоху исключительно для совершения таинства крещения. Появляется не ранее IV века. В центре баптистерия, имевшего обычно круглую или восьмиугольную форму, располагался бассейн с тремя ступенями. Кроме того, баптистерий имел небольшой алтарь, посвященный Иоанну Крестителю, где немедленно причащались принявшие св.крещение.
| Басма | (татарск.) тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором. Предназначалась для украшения икон (только металлическая басма) и книжных переплетов.
| Библия | (греч. - книги) строго определенное по своему составу собрание книг Ветхого Завета (38 книг) и Нового Завета (27 книг), которые признаются христианской церковью боговдохновленными (написанными по внушению Св.Духа). Складывалась на протяжении длительного времени - с X-VIII века до Р.Х. по II век после Р.Х. Библия лежит в основе богослужения и догматики иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Заветы).
| Благовещение Пресвятой Богородицы | один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога-Слова (Лк 1, 26-38). С догматической точки зрения Благовещение - важнейший момент священной истории: прекращение действия закона и начало действия благодати (со слов архангела "радуйся, Благодатная!"), т. е. смена заветов. Празднуется с IV века (свидетельство Афанасия Великого). Праздничные каноны составлены в VIII веке Иоанном Дамаскиным и в IX веке - Феофаном, митрополитом Никейским. Изображения "Благовещения" известны с V века; икона "Благовещение" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
| Благодать | (греч. - харизма) особое свойство Бога, делающее возможным умонепостигаемое единство Творца и твари, сила Божья, через которую совершается спасение. Понятие "благодати" играет важнейшую роль в ряде новозаветных текстов (Рим III, 21-26, Рим V, 12-21, в особенности Ин 1, 16-18 и др.), где благодать прежде всего противопоставляется закону (имеется в виду закон, полученный Моисеем от Бога на горе Синай) и выражает качественно новую ступень общения с Богом, достигнутую через воплощение и искупительную жертву.
| Боговоплощение | один из основных христианских догматов, обозначающий центральный момент истории Божественного Домостроительства, действие любви Бога во имя человеческого спасения. В соответствии с ветхозаветными пророчествами - явление в мир второго лица Троицы, Сына Божия Логоса в человеческом образе. Определяется порядком откровения Бога в мире, исходящим от Отца, осуществляемым в Сыне и завершенным в Св.Духе. Представление о воплощении полностью сформулировано уже в Новом Завете (Ин 1, 1-18). Цель воплощения - победа над грехом и смертью через искупительную жертву - т. е. спасение человека (Ин III, 16-17).
| Богочеловек | догматическое определение второго лица Св.Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Веры. и определениях Вселенских соборов. Сформулированное в процессе ожесточенной богословской полемики, это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ - божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем. На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицей.
| Богоявление | одно из названий двойного христианского праздника, относящегося к числу двунадесятых и установленного в воспоминание о двух одновременно произошедших событиях: Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и явлении при Иордане всех трех лиц Св.Троицы - Бога-Отца в гласе ("Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"), Иисуса Христа и Св.Духа в виде голубя (Мф 111,13-17, Мк 1, 9-11, Лк III, 21-22). Отмечается 6(19) января. До V века под общим названием "Богоявление" отмечались совместно Рождество и Крещение. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Изображения крещения Христа в Иордане наряду с изображениями новообращенных христиан, над которыми совершается таинство крещения, известны уже в живописи катакомб; икона "Богоявление" ("Крещение") входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
| Борис и Глеб | (в крещении - Роман и Давид) святые мученики-страстотерпцы, первые среди святых русской православной церкви. Русские князья, сыновья св.равноапостольного князя Владимира Святославича. Вскоре после смерти Владимира были злодейски убиты по приказу сводного брата Святополка, захватившего великокняжеский престол. Канонизированы в 1071 году при Ярославе Мудром. Древнейшие жития Бориса и Глеба создаются на рубеже ХI-ХII веков - это "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора Летописца и анонимное "Сказание, страсть и похвала ев. мучеников Бориса и Глеба". Память 2 (15) мая.
| Бе | он был, она была, оно было
| Безвестный | неведомый, неизвестный
| Безместный | неприличный, непристойный
| Безприкладный | беспримерный, несравненный
| Бесте | вы были
| Бех | я был, была
| Бехом | мы были
| Беху | они были
| Беша | они были
| Благостыня | добро, милосердие, правда
| Благоутробие | милосердие, доброта сердца
| Блаже | благой, добрый (звательный падеж)
| Блажити | славить, восхвалять
| Бо | ибо, потому что
| Боголепно | достойно Бога
| Брань | война
| Буди | будь
| Бысте | вы были
| Бысть | он был, она была, оно было
| Бых | я был, была
| Быхом | мы были
| Бяше | он был
| Бяху | они были
| Бессребреник | святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Напр. - св. бессребреники Козьма и Дамиан.
| Библейские песни | девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI - VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря ( Исх, 15; 1-19). Вторая - песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога ( Втор. 32; 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) ( 1 Цар. 2; 1-11). Четвертая - песнь пророка Аввакума прославление Господа ( Авв. 3; 1-19). Пятая - песнь пророка Исаии "От ноши утреннюет дух мой" ( Ис. 26; 9-19). Шестая - песнь пророка Ионы из чрева кита ( Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая - Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы "Величит Душе Моя Господа" ( Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна Крестителя ( Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.
| Благоверный | царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых; напр. - благоверный князь Александр Невский.
| Благовест | колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения - мерные удары в один большой колокол.
| Благодарственные молитвы | пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.
| Благословение | 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ("Благословенно царство..."; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ("Слава Святей...") и обычный ("Благословен Бог наш..."; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом "Мир всем".
| Благословенны | тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим".
| Блаженны | молитвословие, состоящее из евангельских стихов ( Мф. 5; 3-12; "Блаженны нищие духом..."). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников.
| Блаженный | 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый.
| Благочинный | священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.
| Богородичен | тропарь (краткое молитвословие), обращенный к Пресвятой Богородице.
| Богослужебные круги | определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
|
|