Словарь
|
Слово | Значение |
---|
Георгий Победоносец | христианский святой, великомученник. Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии или сопредельных ливано-палестинских земель, принадлежавший к местной знати и дослужившийся до высокого военного чина. Замучен в 303 году, во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане. Культ св.Георгия включает в себя также ряд фольклорных мотивов, в частности, мотив змееборчества. Описание чуда Георгия о змие встречается уже в ранневизантийской житейной литературе (по некоторым версиям это чудо было совершено св.Георгием уже после смерти). Память 23 апреля (6 мая) (мученическая кончина) и 26 ноября (9 декабря) (Чудо Георгия о змие).
| Гиматии | (греч.) верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.
| Глас | см. Октоих.
| Гликофилуса | (греч. - сладколобзающая) один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем: младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С догматической точки зрения Гликофилуса прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое ранее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). Получает широкое распространение в ХI-ХII вв. в связи с богословскими спорами о крестной жертве и некоторыми изменениями в православном богослужении. К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы как Владимирская, Федоровская, Донская и др.
| Голгофа | (евр. - череп) холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос; по преданию на Голгофе был погребен Адам.
| Голубец | в иконописи голубая краска.
| Гомилиарий | (от греч. - беседы) собрание бесед и проповедей, составленное на основе творений отцов церкви, предназначавшееся для чтения в церкви по воскресным и праздничным дням в течение всего года.
| Гора нерукосечная | (Богоматерь Гора Нерукосечная) один из символических типов изображения Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила (истолкование сна Навуходоносора о камне - Дан II, 34), предрекающем воплощение Сына Божия. Богоматерь с младенцем на троне держит в своих руках гору и отвалившийся от нее камень, Неопалимую Купину, лествицу Иакова, иногда - ковчег и скинию Завета и другие ветхозаветные прообразы воплощения. Известен с XV века.
| Григорий Богослов | Назианзин (329 - 390 гг.) святитель, один из отцов церкви, сподвижник Василия Великого. Сын епископа города Назианза, с 362 г. - пресвитер, с 372 г. епископ г. Сасима. Председательствовал на II Вселенском (Константинопольском) соборе (381 г.). Автор "Слов о богословии", духовных стихов и множества посланий. Создатель ортодоксального учения о Св.Троице, разработавший понятия "усии" и "ипостаси", сторонник идеи равенства ипостасей (по вопросу равенства Св.Духа Отцу и Сыну разошелся со II Вселенским собором). Один из создателей учения о Богочеловечестве Христа. Оказал огромное влияние на последующих церковных писателей. Память 25 января (7 февраля).
| Григорий Нисский | (335-394 гг.) святитель, один из отцов церкви, младший брат и сподвижник Василия Великого. С 371 г.- епископ города Ниссы; участник II Вселенского (Константинопольского) собора (381 г.). Автор множества экзгетических и догматических сочинений, соединивших основные представления христианского богословия с традициями античной философии, гл. обр. неоплатонизма. Создатель учения о творении как о раскрытии реальности, заключенной в Боге в форме Божественных энергий, способных развиваться далее естественным путем, без вмешательства Бога; и о человеке как о совокупности потенций Богосотворенного мира, т. е. венце творения. Цель человека - движение к Богу, в котором выделяются три основные ступени: 1) очищение, победа над страстями, 2) обретение разумом "естественного видения" и 3) Боговидение, Богопознание, обожение (при этом у Григория сохраняется традиционное представление о невидимом и непостижимом Боге). Память 10 (23) января.
| Григорий Палама | (1296-1359 гг.) святитель, один из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихизма - особый молитвенной практики, "умного делания", распространенной, в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных божественных энергий - главным образом, на примере нетварного фаворского света (см. Преображение). Через "умное делание", в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его энергию (Божественный свет), т. е. стать обоженным по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе - Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в крещении и в евхаристии. После Константинопольскогособора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной церкви. Память 14(27) ноября.
| Глас | 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений
| Глумитися | размышлять; издеваться
| Гобзование | изобилие, многоплодие
| Горе | вверх
| Горее | превыше; хуже
| Господеви | Господу
| Гресе | грехе
| Глас | в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических попевок в объеме трихордов и тетрахордов. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему "осмогласия" (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
| Горнее место | (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.
|
|