Словарь
|
Слово | Значение |
---|
Санкирь | в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма).
| Святитель | общее наименование, относящееся к святым архиереям.
| Святые Дары | квасной хлеб (см. Просфора) и вино, особым образом подготовленные на проскомидии, чудесным образом преобразующиеся во время литургии в плоть и кровь Христову - в напоминание о символическом жертвоприношении Христа во время Тайной вечери. Вкушения Св.Даров верующими составляет таинство причащения.
| Сергий Радонежский | преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей некоторое время жил в Хотьковском Покровском монастыре, а затем вместе с братом Стефаном (преподобный Стефаний Пермский) удалился в пустынь близ Радонежа, где выстроил первую деревянную церковь в честь Св.Троицы (ок. 1335 г.) - на месте будущей Троице-Сергиевой лавры. В 1337 г. принял монашество; в 1353 г. стал вторым игуменом основанного им монастыря. Деятельность Сергия привлекла внимание константинопольского патриарха Филофея, приславшего ему параманд и схиму, а также грамоту с предложением ввести в монастыре общежительный устав. Принимал активное участие в политической жизни - по поручению митрополита Алексия мирил враждовавших между собой князей; благословил св.Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В монашеской практике придерживался умеренной (без аскетических крайностей) традиции палестинского монашества, делая акцент на созерцательной молитве - источнике мистических откровений; близок отчасти исихазму . Первые жития преп.Сергия были составлены Епифанием, иноком Троице-Сергиевой лавры, и Пахомием Сербом. Общерусское почитание с 1452 г. Память 25 сентября (8 октября) - Преставление и 5 (18) июля - Обретение мощей.
| Символ Веры | краткое изложение основных догматов православного вероучения. Состоит из 12 членов, в которых излагаются догматические представления о взаимоотношении лиц Св.Троицы, о воплощении и искупительной жертве, о Страшном Суде, воскресении мертвых и жизни вечной, а также о крещении и христианской церкви. Первоначально произносился при принятии св.крещения и формулировался по-разному в различных древнехристианских церквях. После официального принятия христианства, для достижения единства в вероисповедании и в целях борьбы с ересями был составлен единый Символ Веры, утвержденный на 1 Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последующие 5) Вселенских соборах. Символ Веры включен в чинопоследование Божественной литургии - он исполняется всеми собравшимися в храме в самом начале литургии верных, на которой присутствуют только принявшие св.крещение. Римско-католическая церковь внесла добавление в 9-й член Символа Веры, согласно которому Дух Святой исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (см. Филиокве). Икона, символически иллюстрирующая текст Символа Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.
| Симеон Новый Богослов | преподобный (949-1022гг.) византийский богослов и проповедник, один из представителей мистического богословия. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял пострижение в Студийском монастыре, перешел в обитель св.Мамонта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал свою собственную обитель. Нравоучительные "Слова" Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищает учение Григория Паламы . Особую часть его творческого наследия составляют гимны - духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом. Память 12 (25) марта.
| Симеон Солунский | (? - ок. 1429 гг.) византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону фессалоник от турецкого нашествия (город удалось взять только после его смерти). Известен прежде всего как автор ряда сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов. Среди них центральное место занимает фундаментальный труд - "Диалоги о вере, священнодействиях и таинствах церковных".
| Симеон Столпник | преподобный (356 - 459 гг.) подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами; основоположник новой формы аскезы - столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном из сирийских монастырей. Разногласия, возникшие вследствие некоторых аскетических крайностей, вынудили его покинуть монастырь, и некоторое время он провел в полном одиночестве. В 423 г. избирает прославившую его форму подвижничества - уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Прославился многочисленными чудесами. Первое житие Симеона Столпника составлено его учеником Антонием. Память 1 (14) сентября.
| Синаксарь | (от греч. - собирать) внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе); были широко распространены в раннехристианскую эпоху. Это же название было присвоено особому сборнику, который содержал избранные места из житий святых, расположенные в порядке календарного поминовения, и предназначался для чтения в подобных собраниях.
| Синодик | (от греч. - собрание) особая памятная книжка, куда вписываются имена живых и мертвых, поминаемые священником во время богослужения - на литургиях и вселенских панихидах.
| Скиния | (греч. - шатер) древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх XXV, 8-40 - XXVI). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где находился ковчег завета.
| Скрижаль | 1. Каменная доска с высеченным на ней текстом 10 заповедей, полученная Моисеем от Бога на горе Синай (Исх XXIV, 12, XXXIV, 1-4). 2. Четырехугольный плат с изображением креста или иконы в центре; нашивается на архиерейскую мантию у плечей и у подола, символизируя в совокупности Ветхий и Новый Заветы.
| Служебник | богослужебная книга, которая содержит неизменяемые молитвы ежедневного общественного богослужения, произносимые священником и диаконом. Включает в себя тексты литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, литургии преждеосвященных даров, а также некоторые другие неизменяемые молитвы. Для удобства богослужения в Служебник могут быть включены фрагменты некоторых других богослужебных книг.
| Собор Архангелов | 1.Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил: Собор архангела Михаила и прочих бесплотных сил - 8 (21) ноября; Собор архангела Гавриила - на следующий день после Благовещения, 26 марта (8 апреля) и др. 2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила . Иконография "Собора архангелов" восходит к античному победному "образу на щите", который несли крылатые богини победы - Ники; в христианском искусстве на щите изображался монограмматический крест, а Ники были отождествлены с ангелами. Впоследствии крест был заменен изображением воплотившегося Христа. Основной догматический смысл композиции "Собор архангелов" - воплощение как победа над смертью, изначально предопределенная Божественным промыслом (отсюда - дополнительная тема предвечного совета небесных сил). Распространение этого изображения связывается также с победой над иконоборцами и восстановлением иконопочитания (843 г.).
| Собор Богоматери | 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый на следующий день после Рождества Христова - 26 декабря (8 января). 2. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры, приписываемой Иоанну Дамаскину "Что ти принесем..." Представляет собой символический вариант иконы "Рождество Христово"; в центре располагается Богоматерь с младенцем на троне, а вокруг нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры - ангелы, пастухи и волхвы ("...каяждо благодарение Тебе приносит: ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастырие дивление"), а также аллегорические изображения Земли и Пустыни ("земля - вертеп, пустыня - ясли"). Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы церкви. Композиция "Собор Богоматери" складывается в сербском искусстве на рубеже VIII-XIV вв.; на Руси известна с XIV века.
| Соломон | (евр. - мирный, благодатный) третий и величайший царь израильский и иудейский, правивший в 965-928 гг. до Р.X.; второй сын Давида от Вирсавии, еще при жизни Давида, в обход старших сыновей, ставший его преемником. Ветхозаветная история представляет Соломона величайшим мудрецом всех времен и народов, обладателем эзотерического знания и в то же время - миротворцем и искусным политиком, обеспечившим благоденствие своего народа. Соломон известен также как строитель Иерусалимского храма и автор двух псалмов (LXXI и CXXVI), ветхозаветных книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней, Премудрости Соломоновой и апокрифических "Завета Соломона" и "Псалмов Соломона". Жизнеописание Соломона излагается в библейских книгах: с II Царств, XII, 24 по III Царств, XI и II Пар, I-IХ.
| София | (греч. - премудрость), Премудрость Божия в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых. Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св.Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом ("мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость" - 1 Кор 1, 24 и др.). В Византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры - как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций на темы Божественного Домостроительства: "Премудрость созда себе дом" (Притч IX, 1) и "София, Премудрость Божия" новгородского извода. Несмотря на то, что первая композиция иллюстрирует определенный текст книги Притчей Соломоновых, а вторая носит абстрактно-догматический характер, и в той и в другой представлены символические образы воплощения, искупительной жертвы, Страшного Суда и грядущего воссоединения человека с Богом - важнейших элементов Божественного Домостроительства, олицетворением которого, в свою очередь, выступает образ Софии. Обе композиции складываются в XIV-XV вв. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью - отражением такого сближения служит, в частности, т.наз. "киевско-ярославская" икона Софии, Премудрости Божией.
| Сошествие во ад | см. Воскресение.
| Сошествие Св. Духа на Апостолов | (Пятидесятница, Троица) один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии Св.Духа на апостолов в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Деян II, 1-13); празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи. Это событие совершается во исполнение ветхозаветных (Иоиль II, 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" - Мф III, II, Мк1,8, Лк III, 16) и знаменует собой начало действий Св.Духа - в соответствии с порядком самооткровения Бога в мир (Отец, Сын, Св.Дух), а в более узком смысле рождение вселенской Церкви Христовой, исполнившейся благодатью Св.Духа. Празднуется с IV века. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона "Сошествие Св.Духа" представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Св.Дух в виде языков пламени, под ними, в пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы; с XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона "Сошествие Св.Духа" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.
| Спас в Силах | особый тип изображения Христа Пантократора в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства (серафимов, херувимов и престолов см. Ангелы) и четырех апокалиптических животных (Откр IV, 2-9) - четырех евангелистов, разносящих Его славу по четырем концам земли. Сформировался на основе иллюстраций к пророческим видениям (Иез 1, 4-28) и Апокалипсису (Откр IV, 2-9), а также сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии". Известен с начала XV в.; икона "Спас в силах" располагалась, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма.
| Спас Нерукотворный | особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры). Был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком - на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь; утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. Перенесение Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь - один из праздников православной церкви, отмечаемый 16 (29) августа.
| Сретение | один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 2 (15) февраля и установленный в воспоминание о принесении Христа во храм на сороковой день после рождения - согласно ветхозаветному обряду; в храме Он был встречен старцем Симеоном, узнавшим в Христе Мессию и пророчествовавшим о Его грядущем служении (Лк II, 22-39). Основной смысл этого события - встреча Ветхого и Нового Заветов, закона и благодати; вместе с тем ритуальное принесение младенца во храм, близкое по значению к жертвоприношению, может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы. Отмечается с IV века. Праздничный канон составлен в VIII веке Козьмой Маюмским. Икона "Сретение" входит в праздничный ряд иконостаса русского православного храма.
| Стихарь | (греч.) нижнее облачение священников (подризник) и верхнее - диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по горлу и с широкими, длинными рукавами (у священников - с узкими). Стихарь знаменует "ризу спасения и одежду веселия" и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную радость о Господе - непременные условия для принимающих участие в богослужении.
| Стоглав | Стоглавник поделенный на сто частей сборник, содержащий описание деяний и постановления церковного собора 1551 г., который был созван митрополитом Макарием и состоялся в Москве при участии Ивана IV Грозного. Постановления собора касались вопросов богослужения и обрядов, епархиального управления и управления монастырями, участия церкви в мирских делах и т. д. В области церковного искусства собор высказался за строгую регламентацию и контроль над деятельностью иконописцев и рассмотрел несколько спорных иконографических вопросов (в частности, вопрос об изображении Троицы). Постановления Стоглава были отменены собором 1667 г. - в связи с реформаторской деятельностью патриарха Никона.
| Столпник | христианский аскет-подвижник, пребывающий в состоянии непрерывной молитвы на "столпе" - открытой возвышенной площадке, башне и т. п. Основателем столпничества христианская традиция считает преподобного Симеона Столпника (Сирия, + 459 г.).
| Страстная неделя | Страстная седмица - (страсть - славянский страдание) в христианском богослужении последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминанию о страданиях Христа Спасителя и о принесенной им искупительной жертве. Первые три дня Страстной недели соответствуют первым трем дням пребывания Христа и Иерусалиме накануне иудейского праздника Пасхи - Мф XXI, 12 - XXVI, 16; Мк XI, 12 - XIV, II; Лк XIX, 45 - XXII, 6; Ин ХII, 20-50; Великий Четверг - пасхальной вечери Христа с учениками (см. Тайная вечеря - Мф XXVI, 17-46; Мк XIV, 12-42; Лк XXII, 7-46; Ин XIII, 1-17); Великая Пятница - осуждению, распятию и погребению Христа - Мф XXVI, 47 - XXVII, 66; Мк XIV, 43 - XV, 47; Лк XXII, 47 - XXIII, 56; Ин XVIII, 2 - XIX, 42. По окончании Страстной недели празднуется Пасха. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается.
| Страшный суд | по христианским представлениям заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом; вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскресающими во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду. Восходит к ветхозаветным представлениям о времени полного и окончательного торжества Бога над своими врагами (Ис XIII, 2-9, Иез XXX, 3 и др.). С течением времени эти представления усложняются и превращаются в развернутые эсхатологические картины (Дан VII-VIII и др.). В новозаветных текстах упоминания о Страшном Суде носят чаще всего аллегорический характер - отделение агнцев от козлищ (Мф XXV, 31-33), притча о девах разумных и неразумных (Мф XXV, 1-13) и др.; самое подробное описание грядущего Страшного Суда содержится в последней книге Нового Завета - Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе Иоанна) . Отдельные эсхатологические образы и картины, присутствующие в Св.Писании, были систематизированы и приведены в единую картину отцами церкви, среди которых особая роль принадлежит Ефрему Сирину. Иконография Страшного Суда складывается в византийском искусстве в ХI-ХII вв., хотя свидетельства о существовании изображений на эту тему относятся к значительно более раннему времени (одно из самых ранних свидетельств - письмо Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму в защиту иконопочитания). Традиционный вариант этой композиции, получивший распространение в XII-XVI вв., возникает на основе многих источников и включает в себя большое количество различных изображений, которые можно сгруппировать по трем основным темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными (соответственно изображения рая и ада); 2) обновление мира; 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного Суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене.
| Схима | (греч. - форма, образ, схема) ангельский образ, особый чин или степень, установленный для монахов. Различают малую и великую схиму, предполагающую затвор в монастыре и исполнение более строгих обетов. Возникла как форма отшельничества в общежитийном монастыре. Слово "схима" может употребляться для обозначения монашеского облачения.
| Свадих | ссорился
| Се | вот; это
| Се бо | ибо вот
| Село | поле
| Сельный | полевой
| Сене | сень (звательный падеж)
| Сея | этой
| Сице | так
| Скимен | молодой лев, львенок
| Сретение | встреча
| Стезя | тропа, узкая дорога
| Странна | таинственна, странствующа, непричастна
| Странно | таинственно, необъяснимо
| Странный | странствующий
| Страсть | страдание; страсть
| Студный | постыдный
| Сый | сущий, существующий
| Саккос | богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Означает одежду печали и смиренья (Иер XLVIII, Лк X, 13). Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь. Звонцы саккоса означают благословление слова Божия, исходящее из уст епископа.
| Светилен | краткое изменяемое песнопение, поется (или читается) на утрене перед стихирами на хвалитех. Воскресные светильны называются екзапостилариями.
| Светильничные молитвы | читаются священником на вечерне во время чтения или пения предначинательного псалма. Содержат прошения о милости Божией.
| Святки | дни от Рождества Христова 25 декабря ст.ст. (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 ст. ст. (17 нов.ст.) января. В святках нет постных дней (см. пост) и не совершается венчание.
| Святцы | см. месяцеслов
| Священник | священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч. старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему священнику (иеромонаху) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту - "Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - "отец".
| Священномученик | священник или архиерей, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
| Священнослужители | лица. имеющие благодать совершать таинства ( архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении ( дьяконы). Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение.
| Священные сосуды | потир и дискос, употребляемые для литургии, а также сосуд для хранения Святых Даров - дарохранительница и сосуд для хранения мира - мирница.
| Седален | тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается или поется на утрене после кафизм.
| Седмица | древнерусское название недели (седмь - семь).
| Семисвечник | подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом.
| Синод | (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул "Священный синод". В Священный синод входят шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор Синода.
| Скит | кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря. Слово "скит" происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV - V вв. были уединенные поселения монахов.
| Скуфия | принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве награждения.
| Славословие | 1. Малое славословие - молитва Святой Троице: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь". 2. Великое славословие - молитвословие, начинающееся с евангельского стиха "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" ( Лк. 2; 14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи - трисвятое. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние - читается.
| Словущее Воскресение | праздник православной церкви 13 сентября ст. ст. (26 сентября нов. ст.). Установлен в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году. Название обусловлено тем, что в народе этот праздник "слывет" (считается) за воскресение.
| Служба | праздника, иконы Богородицы или святого - совокупность изменяемых молитвословий, посвященных прославлению праздника, иконы Богородицы или святого. Включает стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак, светилен, для некоторых праздников и дней святых паримии. Службы праздников и памяти святых, принадлежащих неподвижному богослужебному кругу (почти все празднования святых относятся к неподвижному кругу), содержатся в месячных и праздничных минеях. Службы праздников подвижного богослужебного круга содержатся в Постной и Цветной триодях. Службы, посвященные воспоминаниям дней недели (см. седмичный богослужебный круг), содержатся в октоихе.
| Собор | (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения каких либо церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания).
| Соборование | см. елеосвящение.
| Солея | возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой.
| Сочельник | день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.
| Сплошная Седмица | неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки, третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы ( Пятидесятницы).
| Срачица | нижнее облачение престола - белое льняное покрывало. Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).
| Сретение Господне | (сретение - славная встреча) - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15 февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был принесен Его матерью святой Девой Марией и Ее обручником Иосифом в Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу (так приносился каждый мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8;16; Лев. 12;6-8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон "муж праведный и благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа" ( Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса "на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" ( Лк. 2;28-32).
| Стихира | (греч. - многостишие) вид тропаря - краткое песнопение, похвальная песнь в честь праздника или святаго, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на "Господи воззвах" - на Пс. 140, Пс. 141, Пс. 129, Пс. 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех - на Пс. 148, Пс. 149 и Пс. 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласам.
| Стояние Марии Египетской | (Мариино стояние) - народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.
| Схимонах | монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется куколем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.
| Сыропустная неделя | последнее воскресение перед Великим постом - этим днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Быт., 3; 24). Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением", т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.
|
|