Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери Любятовская.
Псков.
Середина XV в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 109 x 77 см.
Фрагменты нечитаемой вкладной или благопожелательной надписи сохранились на верхнем поле иконы 
Иконография
Любятовская

С иконой связано устное предание о ее заступничестве за Псков в 1570 г. во время прихода в город войск царя Ивана Грозного. Предание это, видимо, жило среди монастырской братии и сохранилось благодаря надписи на пластине, которая была укреплена в XIX в.,на тыльной стороне доски. «В лето 1570 в субботу второй недели Великого поста Царь Иоанн Васильевич Грозный идя казнить псковичей, ночевал в сем монастыре у Николы на Любятове. Здесь, во время утреннего пения, стоя в церкви, взирая и на чудотворную икону Умиления Божией Матери, умилившись сердцем, сказал своим воинам: иступите мечи о камень, и да престанут убийства». Другое предание, также зафиксированное в поздней надписи на тыльной стороне иконы, сообщает о поругании этой святыни во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. Сохранилась также запись об устроении в декабре 1673г. оклада на эту икону «обещанием» воеводы князя Константина Осиповича Щербатова, где она также именуется «чудотворной». Празднование Любятовской иконе Богоматери приходится на 19 марта.
Икона относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания Младенца и Матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богородицы. Этот жест напоминает об изображениях типа «Взыграния». К особенностям извода Богоматери Любятовской следует отнести прямую посадку Младенца, наличие свитка в левой согнутой в локте руке и обнаженную правую руку. На этих иконах Младенец часто представлен облаченным в тунику, препоясанную под грудью и по плечам, с гиматием, драпирующим только нижнюю часть фигуры.
Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти. По закону Моисееву первосвященник, входящий в святилище, должен облачаться в льняной хитон и опоясываться (Левит. 16:4). Препоясание как символ власти также подтверждается ветхозаветными текстами (2 Цар. 22:33; Пс. 92:1). Образом власти является и изображение лент-клавов на плечах Младенца, о чем свидетельствует пророк Исайя (Ис. 9:6, 7). Таким образом, Христос здесь представлен «по чину Мельхиседекову» как Царь и Первосвященник. О Царстве будущего века, видимо, должны напоминать красные нимбы, украшенные золотым орнаментом в виде вьющейся лозы. В жесте правой руки Младенца, нежно касающегося лица Матери, можно усмотреть намек на тему «брачного», нераздельного, союза между Богоматерью — Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом — Христом. 
Происхождение
Происходит из Никольской церкви XVI в. погоста Любятово, близ Пскова. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 12725 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance