Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Успение Киево-Печерское.
Москва.
Кирилл Уланов.
1702 г.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 29 x 40 см.
Надпись внизу: «(1702) ПИСАЛ Ц(А)РЕВ ИЗОГРАФ КИРИЛ ОУЛАНОВ» 
Иконография
Успение

Икона является точным списком с чудотворного образа, находившегося в соборной церкви Киево-Печерской лавры и пропавшего во время Великой Отечественной войны. История появления чудотворного образа связывается с преданием из Печерского Патерика об иконе, врученной в Константинополе, во Влахернах, самою Богородицею греческим мастерам, посланным Ею в Киев для основания и строительства там храма Ее имени. Описанные в предании события относятся к 1073 г. Церковью установлено празднование иконы 16 апреля в память принесения иконы из Константинополя в 1073 г. и 15 августа в воспоминание Успения Богородицы.
В Патерике ничего не говорится об изображении на иконе. Тем не менее, церковное предание связывает богородичную икону Печерского Патерика с образом «Успения» собора Киево-Печерского монастыря. Такая традиция, по-видимому, основана на появившемся впервые названии иконы в сочинениях Иоанникия Галятовского «Ключ разумения» (1659) и «Небо новое...» (1665), в главе, посвященной чудесам Пресвятой Богородицы Печерской, при описании первого чуда — посылке мастеров Богородицею, он написал: «и дала... образ Успения своего». В XVII в., судя по многочисленным спискам этого времени с иконы, почитание образа «Успения» из соборной церкви Киево-Печерского монастыря получает широкое распространение. Более ранние списки с изображением чудотворного образа неизвестны.
Изображение Успения на чудотворной иконе имело ряд особенностей: Богоматери на одре предстояли только апостолы двумя тесными группами, апостол Иоанн стоял за одром, низко склонившись к Ее лицу. Икона имела необычный вытянутый по вертикали формат (39,6 х 28,6 см.) и была закрыта цельным золотым окладом, украшенным крупными алмазами и драгоценными камнями. На изображении завесы одра Богоматери, слева, — углубление для ковчежца, в котором помещались частицы мощей мучеников, переданные, по преданию, Богородицею вместе с иконою во Влахернском храме при отправке мастеров в Киев.
Икона Кирилла Уланова написана в размер подлинника, имеет большое сходство с гравюрой, напечатанной в Киеве в типографии Лавры в 1697 г. Богатство и красота украшения иконы царского изографа дают основание предположить, что икона могла быть связана с Петром I. Известно, что он глубоко чтил киево-печерскую икону «Успения Богородицы». По преданию, именно к ней он спешил в Киев после победы под Полтавой в 1709 г. и очень был обеспокоен ее сохранностью при пожаре в Киеве 1718 г. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 13936 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance