Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки
Габионы спб проектирование и строительство габионов.

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери Елецкая-Черниговская.
Россия.
Начало XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 71 х 57 см. 
Иконография
Елецкая-Черниговская

Икона является списком с чудотворного образа, находившегося в 70-е гг. XVII в. в Елецком Успенском монастыре в Чернигове. Монастырь, основанный еще в XI в., возрождается при игумене архимандрите Иоанникии Галятовском, известном писателе XVII в. В 1669 г. И. Галятовский издает свое сочинение «Скарбница потребная...», в котором описывает историю Успенского Елецкого монастыря и иконы Елецкой Богоматери, а также чудеса, происходившие в монастыре. Судя по тексту повествования, к моменту возобновления монастыря в нем не было чтимого образа Богоматери, и настоятель не располагал никакими свидетельствами о его существовании ранее. Лишь в январе 1669 г. в монастырь был отдан купленный на ярмарке в том же году образ Богоматери, названный «Елецкая». Приведенное в «Скарбнице...» семейное предание московского боярина Никиты Ивановича Одоевского, слышанное им от своих предков, о явлении близ Чернигова на ели образа Богоматери, потому и названного Елецким, об основании на том месте церкви с тем же именем, о перенесении его во время войны с поляками из Чернигова в Москву, объясняет происхождение и название образа, а также отсутствие его в Чернигове.
Об иконе 1669 г. Елецкого монастыря можно судить по гравюре на обороте титульного листа «Скарбницы...». На кроне дерева, в сиянии, представлена как бы сидящая на невидимом престоле Богоматерь, держащая Младенца перед собой. Существовал еще один чтимый образ Елецкой-Черниговской Богоматери в Харьковском кафедральном соборе, история которого, по-видимому, также связана с Успенским Елецким Черниговским монастырем. На иконе харьковского собора (59 х 46 см.) дан тот же образ, что и на гравюре, украшавшей книгу И. Галятовского. Оба образа представляют явление Богоматери с Младенцем на ели, освящающее место, на котором будет основан монастырь.
Иоанникии Галятовский находит обоснование явлений Богоматери и Ее икон на деревьях в текстах Библии. Он ссылается на Исайю (41:18-20; 55:12-13) и Осию (14:6-10). Ель упоминается в Псалтири (103:17). Галятовский акцентирует внимание на деревьях, имеющих в текстах символический смысл, как образы древа жизни, вечной неувядаемости, возрождения Израиля, Иерусалима. Но и ель соотносима с этими символами как вечнозеленое, смолистое, подобно кипарису пирамидальное дерево. Очевидно, в понимании Галятовского, церковное предание о явлении на дереве и изображение на иконе обретают более широкий символический смысл. Ведь в новозаветной символике, среди акафистных образов Богоматерь именуется «древом благоплодовитым».
Икона Третьяковской галереи повторяет чтимый харьковский образ, но изменено положение рук Младенца Христа: правая — благословляет, а левая лежит — на колене левой ноги. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1701 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance