Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери «Умягчение Злых Сердец».
Россия.
Первая треть XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 32,8 x 28,5 см. 
Иконография
«Умягчение Злых Сердец»

Образ Богоматери «Умягчение Злых Сердец», в основе которого лежит икона «Богоматерь Ченстоховская», получает распространение в России после 1813 г. За освобождение Ченстохова от французов настоятель Ясно-горского монастыря преподнес генералу от инфантерии барону Ф.В. Остен-Сакену копию почитаемой католиками Ченстоховской иконы. Переданная главнокомандующему русскими войсками М. И. Кутузову, она была вложена последним в петербургский Казанский собор. С этого момента многочисленные повторения «Ченстоховской», более известные под названием «Умягчение Злых Сердец», разошлись по России. Изредка встречаются иконы с первоначальным названием, подобно публикуемой иконе, которая является наиболее ранней в этом ряду.
Терпимость, проявленная к копии с ченстоховского образа, объясняется византийским происхождением древнего первоисточника и поклонением ему с XII в. православных в Галицкой Руси. Древний прототип Богоматери Умягчение Злых Сердец был известен мастерам Оружейной палаты в XVII в. В 1690 г. Трифон Кириллов и Василий Козьмин исполнили такую икону для боярина Ф.А. Лопухина по образцу, принадлежащему Петру I.
На публикуемой иконе «Богоматерь Умягчение Злых Сердец» изображена полуфигура Марии с сидящим Младенцем на левой руке. Их главы увенчивают золотые короны (напомним, что в 1717 г. поляки короновали ченстоховскую икону в знак признания ее чудотворности). На ее груди изображен золотой круг с голубем на фоне перекрещивающихся квадратов с вогнутыми сторонами. Ниже вертикальный овальный щиток, на фоне которого золотом с чернью изображена Голгофа с орудиями страстей. На шее Богоматери — три жемчужные нити. Они и щиток несомненно являются воспроизведениями вотивных даров, подвешенных к оригинальной иконе. Младенец показан в царских одеждах. Его ножки сложены. В левой руке он держит Евангелие, благословляя правой рукой. В нижней части иконы — ордерный парапет с золотыми вратами-дверками. На полях изображены: слева — архангел Михаил, свв. Вонифатий и Улита; справа — архангел Рафаил, свв. Евдокия и Параскева(Парасковия). 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1763 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance