Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери Шуйская Смоленская.
Россия.
Конец XVII в. с прописями XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 110,5 x 96 см. 
Иконография
Шуйская Смоленская

Икона является списком чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской, история появления которого связана с поразившей город Шую в 1654 г. эпидемией чумы. Как свидетельствуют рукописные сказания об этой иконе, прихожанами церкви Воскресения было предложено написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Икона (размером 110,7 х 88,7 см.) была написана Герасимом Тихоновичем Иконниковым в 1655 г. и помещена в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в г. Шуе. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: всякий раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667г. и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установить подлинность чудес. С этого времени икона официально почитается чудотворной.
Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI в. Общей чертой икон этой группы является положение высоко поднятой правой ноги Младенца, поддерживаемой им левой рукой за пятку и правой руки Богоматери, поддерживающей его левую ногу. Эта иконографическая особенность наполнена глубоким богословским смыслом, тесно связанным с текстом книги Бытия (Быт. 3:15) о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителя, жалящим в пяту рожденного женою. Это своего рода «страстной» образ с внутренней смысловой связью с воскресным псалмом XXIII. Именно на Христе исполнилось Едемское обетование, хранимое в роду Авраама. Семя змея «жалило его в пяту», Он претерпел страсти и был распят, но Он, как Царь Славы (Пс. 23:7-10), попрал врата ада, воскрес и тем «поразил в голову» искусителя. На многих богородичных иконах нарочито изображается пята Младенца Христа, как свидетельство прямой связи Его с Едемским обетованием.
Икона Третьяковской галереи выполнена почти в размер чудотворного образа и близка к нему по времени. Особенностью ее являются погрудные изображения в медальонах вверху на фоне, по сторонам Богоматери архангелов: Михаила (слева) и Гавриила (справа), держащих в руках сферы, на которых начертаны монограммы имени Христа. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. АРХ. ДР-62 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance