Яхромская
В Успенском Козьмине монастыре, основанном иноком Козьмою в 1482 г. на реке Яхрени в сорока километрах от города Владимира, почиталось несколько икон, именуемых Яхромскими (Яхренскими). Одна из них была воспроизведена Н. П. Кондаковым, как чудотворная Яхренская, явленная в 1482 г. Видимо, это была поклонная храмовая икона. Икона не сохранилась. На ее воспроизведении Богоматерь представлена в типе Умиления. Младенец изображен слева. Лики Матери и Сына соприкасаются. Одной рукой Младенец трогает Мать за подбородок, другая его рука опущена. Ножки Младенца скрещены, при этом подошва сильно согнутой в колене ноги развернута к зрителю. Богоматерь одной рукой поддерживает Младенца снизу, а другой прижимает его к себе таким образом, что ее рука находится под опущенной рукой Сына.
Икона из Третьяковской галереи является одной из наиболее близких иконографических аналогий вышеописанной чудотворной Яхренской. Но здесь Младенец изображен справа (как на всех иконах этой иконографии и ее вариантах). Живопись монохромная, пропорции фигур удлиненные. По стилистическим признакам икона может быть датирована концом XV - началом XVI в. Однако доска иконы более древняя, XIV в. (?). Село, из которого происходит икона, было приписано к Троице-Сергиевой лавре, с которой имел связи и Козьмин монастырь. Существует предположение о возобновлении сильно разрушенного образа Богоматери в связи с прославлением аналогичной (?) по иконографии иконы из Козьмина монастыря.
Прямым прототипом и возможным протографом чудотворной Яхренской иконы является небольшая икона-пядница из Благовещенского собора Московского Кремля. Она была исполнена во второй половине XIV в. по греческому образцу либо во Владимиро-Суздальской Руси, либо в Москве. Судя по косвенным историческим свидетельствам эта икона могла быть привезена в Кремль в XVII в. из Козьмина монастыря как келейная икона преподобного Козьмы. Об особом почитании древней иконы-пядницы в XVI в. свидетельствуют два ее точных списка из Троице-Сергиевой лавры. Данное обстоятельство может служить еще одним косвенным подтверждением гипотезы о связи иконы из Чухчерьмы с чудотворной иконой Козьмина монастыря. |