Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери «О Всепетая Мати».
Москва (?).
XVIII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 45 x 39 см. 
Иконография
«О Всепетая Мати»

Такое именование иконы связано с тем, что на кайме мафория Богоматери написана по церковно-славянски строфа 13-го кондака Великого Акафиста: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Ее появление не было связано с прославлением какой-либо конкретной святыни. Образ в характерной для XVII в. усложненной иконографической интерпретации должен был явить символическое прочтение гимнографической темы.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Христа, одна из которых обозначена только кистью на уровне лика, подняты и лежат на груди Богоматери. Часто Мария увенчана широким царским венцом. Ее облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звезд изображены три оглавных ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской». Известно, что в XIX в. празднование иконы совершалось 6 октября.
Отличительными особенностями иконы из собрания Третьяковской галереи являются изображение Марии без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца. Одеяние Христа подчеркивает «страстное» восприятие образа: Он облачен только в набедренный плат и гиматий, который на данной иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. Обращает на себя внимание и то, что помимо 13-го кондака на кайме мафория Богоматери помещены слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной воеводе победительная, яко избавляшеся от злых, благодарст...» 
Происхождение
Происходит из Сергиевского придела церкви Успения на Апухтинке в Москве. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 19956 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance