Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Иконография

Иконография Святой Троицы
Образ Христа
Иконография Богоматери
Иконы Богоматери
"Благодатное Небо"
"Взыскание погибших"
"Жена, облеченная в солнце"
"Млекопитательница"
"Неувядаемый цвет"
"Нечаянная радость"
"О всепетая Мати"
"Перивлепта"
"Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
"Радость всех радостей"
"Спорительница хлебов"
"Умягчение злых сердец"
"Утоли моя печали"
Ахтырская
Белозерская
Блаженное Чрево ("Хабаровская")
Боголюбская
Взыграние младенца
Владимирская
Влахернская
Воплощение
Все иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость
Галатская
Гора Нерукосечная
Грузинская
Дверь Небесная
Державная
Днепрская
Донская
Евтропьевская
Елецкая-Черниговская
Живоносный источник
Звезда Пресветлая
Знамение
Иверская
Игоревсая
Иерусалимская
Ильинская-Черниговская
Испанская
Казанская
Киккская
Кирилло-Белозерская
Козельщанская
Коневская (Голубицкая)
Корсунская
Курская Коренная
Лоретская
Любятовская
Максимовская
Муромская
Неопалимая Купина
Непроходимая Дверь
Новоникитская
Одигитрия
Оковецко-Ржевская
Петровская
Печерская
Пименовская
Подкубенская
Прибавление Ума
Руденская
Свенская
Седмиезерская
Силуамская
Скоропослушница
Смоленская
Страстная
Тихвинская
Толгская
Умиление
Феодоровская
Хлыновская
Цареградская
Шуйская
Экономисса
Ярославская
Яхромская
Иконография христианских праздников и евангельских событий
Двунадесятые праздники
Остальные праздники и евангельские события
Страсти Христовы
Явления Христа после Воскресения
Иконография святых
Бесплотные силы (Ангелы и архангелы)
Ветхозаветные праведники (праотцы)
Пророки
Апостолы
Святители
Князья и цари (Равноапостольные, благоверные и мученики)
Мученики
Мученицы
Преподобные
Святые праведные жены и преподобные
Праведные
Юродивые (блаженные)
Целители
Новомученики и исповедники
Ветхозаветные сюжеты
Литургические и гимнографические сюжеты
Эсхатологические сюжеты, видения пророков и других святых
Монашеские сюжеты
Притчи
Исторические сюжеты
Литургия, храм, иконостас
Евангельские события
Символы
Аллегории

Икона Богоматери Курская Коренная.
Россия.
Конец XVII - начало XVIII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 42 x 35 см. 
Иконография
Курская Коренная

Икона является одним из списков с чудотворного образа «Богоматерь Знамение Курская-Коренная». Согласно преданию, эта икона, повторяющая иконографию «Новгородского Знамения», была обретена 8 сентября 1295 г. недалеко от Курска в лесу при корне дерева, поэтому икона часто называется «корейская» или «коренная». На месте обретения иконы забил родник, была поставлена часовня, а позднее основан монастырь, известный под именем Коренной Пустыни. В 1597 г. икона была перенесена в Москву, где по заказу царя Федора Иоанновича к иконе был сделан позолоченный серебряный оклад с изображением Саваофа и ветхозаветных пророков со свитками. В 1615 г. икона была возвращена из Москвы в Курск и поставлена в городском соборе. Был установлен ежегодный крестный ход с иконой из Курска на место ее явления в Коренную пустынь. Почитание Курского чудотворного образа из местного постепенно превратилось во всероссийское. Точные списки курской иконы находились в царских дворцах Москвы и Петербурга. С конца XVII в. существовали специальные списки для сопровождения в походах православных воинов. В 1812 г. список с чудотворной курской иконы вместе со Смоленским чудотворным образом был в действующей армии князя Кутузова и осенял войско во время Бородинского сражения. В настоящее время чудотворный образ, пребывавший до 1918 г. в Курске, находится в Знаменской церкви г. Нью-Йорка и один месяц в году проводит в Новой Коренной пустыни (в 40 милях севернее Нью-Йорка).
Икона из Третьяковской галереи воспроизводит иконографический тип Богоматери Курской, окончательно сложившийся в XVII в. и включавший помимо центрального «Знамения» добавленные изображения на полях. Богоматерь Оранта с образом Христа Эммануила в медальоне наиболее полно раскрывает смысл догмата о воплощении. Надписи на развернутых свитках пророков, обращенных к изображению Богоматери, содержат предсказания о чуде воплощения Сына Божия. Иконографической особенностью Курской иконы «Богоматерь Знамение» является изображение Христа Эммануила с покровенными руками. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 14895 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance