Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Москва (?). 1545.
Дерево, левкас, темпера.
160 х 126 см. 
Иконография
Богоматерь Боголюбская
преподобные Зосима и Савватий.

Между клеймами и средником находится следующая надпись:
"Всечестная Владычице Богоневестная мати, иже непрестанно честныя свои руци простираеши к творцу своему и Богу нашему, рожешемуся ис тебе плотию нашего ради спасения, милостива бо еси госпоже дево богородице владычице и человеколюбиваго Бога мати, молися о нас, Госпоже, о рабех своих сыну своему и Богу нашему помиловати и нас в день страшнаго и нелицемернаго и праведнаго суда суда сына твоего и Бога нашего стати одесную Его. Вышши еси Госпоже, ангел и архангел и всея твари, честнеиши цвете прекрасны благоуханно. Лета 7050 третияго [1544/1545] написана бысть икона сия при благоверном и великом князи Ивани Василевичи всея руси, при игумени Филиппи Соловецком.
Надпись на свитке Богоматери:
"Владыко Господи Иисусу Христе//Сыне и Боже мои// услыши молитву // матери твоея молящуся // к Тебе о рабех // твоих помилуй //владыко Царю вся православны // я християне ка // ющиися к тебе о гресех своих // и прости их // вся согрешен // ия на всяком [...]

Расоложение клейм:
1       2       3       4       5       6      7
8                                              9
10                                             11
12                                             14
13                                             16
15                                             18
17                                             20
19                                             22
21                                             29
23       24        25       26       27        28

1.Встреча Савватия со старцем Германом на реке Выг. Разговор их о "Расположении острова Соловецкого и о путешествии до него".
2. Трехдневное плавание Зосимы и Германа на карбасе по Белому морю к острову Соловецкому.
3. "И вышли на берег, и там поставили шатер свой и водрузили крест на месте том, где пристали к острову"
4. Ангелы побивают палками жену карельского рыбака, поселившегося на острове.
5. Герман слушает рассказ жены рыбака о наказании ее ангелами.
Герман рассказывает Савватию о наказании жены рыбака ангелами.
Савватий воздает хвалу Господу после изгнания с острова рыбаков.
8. Савватий, получив извещение от Бога о скором своем отрешении от плотских уз и отшествии к Господу" и желая принять причастие пречистых и животворящих Таинств, отправляется на карбасе по морю на Выг-Наволок.
9. Савватий молит игумена Нафанаила: "очисти меня от грехов моих исповедью чистой". Игумен Нафанаил "причастил его пречистым и животворящим таинством Тела и Крови Христа Бога нашего".
10. Савватий благословляет новгородского купца Иоанна.
11. Кончина Савватия. Игумен Нафанаил и купец Иоанн "с псалмами и пением с честью похоронили они Святые мощи преподобного Савватия, покрыв их землею, месяща сентября в 27 день, прославляя Христа Бога".
12. Встреча Зосимы со старцем Германом. Рассказ Германа "о блаженном Савватии, о том как пребывали они вместе с ним на острове в подвигах и трудах...".
13. Зосима и Герман плывут на карбасе к острову Соловецкому.
14. Видение Зосиме: "...луч пресветлый ослепил его и сияние божественное осветило место то... он увидел церковь, огромную и прекрасную, в воздухе висящую".
15. "...Начали Зосима с Германом рубить деревья и кельи строить..."
16. Искушение Зосимы бесами. "И от слов молитвы сразу исчезли все враждебные силы. И с той поры подвластными оказались Зосиме все духи нечистые".
17. "И вскоре стали кончаться у Зосимы запасы пищи, и обеспокоился он этим". Два ангела передают Зосиме хлеб, муку и масло.
18. Возвращение Зосимы в монастырь, после посвящения его архиепископом новгородским Ионой в сан священства и наречение его игуменом Спасского Соловецкого монастыря.
19. Чудо о просфоре. Монах Макарий указывает купцам на чудесный огонь на месте потерянной им просфоры.
20. Возвращение Зосимы из Новгорода с грамотой на владение островами Соловецкими, Анзер и Муксалма и со многими дарами новгородских бояр монастырю.
21. Преставление и погребение Зосимы.
22. Явление преподобного Зосимы в девятый день после погребения старцу Даниилу.
23. Явление преподобного Зосимы старцу Тарасию.
24. "Чудо святых Зосимы и Савватия об Анисимовой жене".
25. "Чудо святых отцов наших Зосимы и Савватия, как спасли они от потопления на море Федора Парфеньева".
26. "Чудо святого Зосимы о Никоне".
27. "Чудо преподобных о двух людях, в беде страждущих".
28. "Чудо святого о другом ребенке". О рождении у Мамфелы сына.
29. "Чудо святого о другом ребенке". Спасение сына Андроника от смерти. 
Происхождение
Находилась в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря рядом с мощами преподобных. 
Местонахождение
Московский Кремль (Ж -799/1) 
Библиография
Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001. № 9, с. 66-69.
Zwischen Himmel und Erde. Moskauer Ikonen und Buchmalerei des 14.- 16. Jahrhunderts. Ausstellung. Katalog. Frankfurt am Main. 1997. № 23. 
Поддержите проект
Project assistance