Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери Феодоровская.
Россия.
1759г.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 65 x 50 см.
На нижнем поле иконы надпись расположена в два столбца по четыре строки в каждом. Левый столбец: «СЕЙ СТЫЙ ОБРАЗЪ СПИСАНЪ С ЧУДОТВОРНАГО ОБРАЗА ПРТЫЯ БДЦЫ НАРИЦАЕМОГО ФЕОДОРОВСК… ЕТ… ХРАМ… КОСТРОМЕ ЯВЛЕНИЕ ТОГО ЦЕЛБОНОСНАГО ОБРАЗА БЫСТЬ В ЛЕТО 6747 (1239)… ДА АВГУСТА В … ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЕ ТМУ ЧУДОТВОРНОМЪ ОБРАЗУ ПОЛОЖЕН В ПРОЛОГЪ МАРТА ДI (14) ДН».
Правый столбец: «ЯВИСИ ТОИ СТЫЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗЪ БЛГОВЕСНОМУ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ … ЕОГГИНИЧУ РЕКОМОМУ КВАШНЕ КОСТРОМСКОМУ И ГАЛИЦКОМУ СНУ ВЕЛИКАГО НЗЯ ГЕОРГИЯ ЯРОСЛАВИ… ВЛАДИМИРСКАГО ПРАВНУКА ЖЕ ПРБДНАГО ВЕРНАГО И ВЕЛИКАГО КНЗЯ АЛЕЗАНДРА НЕВСКАГО ПИСАН 7267 (1759) ГОД ОКТЯБРЯ В КА (21) ДНЬ» 
Иконография
Феодоровская

Икона является списком с чудотворной иконы «Богоматерь Феодоровская» из Успенского собора в Костроме (сейчас в церкви Воскресения на Дебрях в Костроме). Согласно Сказанию, составленному не позднее XVII в., икона в 1239 г. была перенесена из разоренного татарами Городца на Волге в Кострому великомучеником Феодором Стратилатом (отсюда и название иконы). Икона явилась во время охоты в лесу Костромскому князю Василию Георгиевичу, называемому Квашня, который увидел икону, стоящую на сосне. По преданию, жители Костромы видели, как эту самую икону нес через город воин, ликом походящий на св. Феодора Стратилата. При нашествии татар Богоматерь Феодоровская ослепила вражеское войско и тем самым даровала победу князю Василию в битве на Святом озере. С XVII в. история иконы тесно связана с династией Романовых. «Богоматерь Феодоровская» сыграла определенную роль в избрании на царство царя Михаила Федоровича Романова в 1613 г. Это событие произошло в Костроме, и поэтому икона получила свое второе имя — Феодоровская-Костромская.
Празднование иконе «Богоматерь Феодоровская» было установлено 14 марта (День согласия Михаила Федоровича занять престол) и 15, 16 августа на месте явления иконы. Благодаря царской династии, икона приобрела общероссийское почитание.
По иконографии Богоматерь Феодоровская близка к Владимирской. Ее важнейшей особенностью является обнаженная левая ножка младенца Христа. Не исключено, что эта деталь была и на иконе «Богоматерь Владимирская» до ее поновления в XV в. 
Происхождение
Происходит из Троицкого придела Успенской церкви на Апухтинке в Москве. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-40 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance