Игоревская
Предание связывает протограф иконы с князем Игорем Олеговичем Черниговским и Новгород-Северским, в крещении Гавриилом. Когда он занял в 1146 г. киевский престол, несогласные с этим киевляне призвали Изяслава Мстиславича. Изяслав победил, заключив Игоря в темницу. После принятия пострига князя перевели в киевский Феодоровский монастырь. Дальнейшие события феодальных распрей привели к трагической гибели князя Игоря. Его схватили в монастыре, надругались над ним и убили 19 сентября 1147 г. (отмечается как день его памяти). В ожидании расправы князь-мученик молился перед своей келейной иконой, которая впоследствии была названа Игоревской и почиталась чудотворной.
Эта древняя икона-протограф еще в начале XX в. находилась в приделе Иоанна Богослова Успенского собора Киево-Печерской лавры. Икона была украшена серебряной золоченой ризой, с надписью об истории образа. Икона не дошла до нас, но известны ее воспроизведения. День празднования иконе — 5 июня, когда состоялось перенесение мощей князя Игоря (1150).
Игоревская икона — уменьшенный оплечный извод знаменитой иконы Богоматери Владимирской. Большинство икон «Богоматерь Игоревская» повторяют маленький (келейный) размер первообраза и точно следуют иконографии, элементы которой восходят к иконе Владимирской Богоматери. В сложении иконографии Игоревской Богоматери отразилась древняя традиция создания уменьшенных вариантов чтимых икон (например, иконы Богоматери Одигитрии писались в рост, поясные и оплечные). Так, видимо, и возник извод Игоревской, как уменьшенный список с константинопольской святыни, до ее увоза Андреем Боголюбским, когда она еще не получила название Владимирской.
Икона из собрания П.М. Третьякова точно следует иконографии древнего образа, что характерно для времени митрополита Макария (1542-1563), когда в его мастерских (Новгород и Москва) создавались повторения древних чтимых икон с точнейшим соблюдением особенностей извода. |