Любятовская
С иконой связано устное предание о ее заступничестве за Псков в 1570 г. во время прихода в город войск царя Ивана Грозного. Предание это, видимо, жило среди монастырской братии и сохранилось благодаря надписи на пластине, которая была укреплена в XIX в.,на тыльной стороне доски. «В лето 1570 в субботу второй недели Великого поста Царь Иоанн Васильевич Грозный идя казнить псковичей, ночевал в сем монастыре у Николы на Любятове. Здесь, во время утреннего пения, стоя в церкви, взирая и на чудотворную икону Умиления Божией Матери, умилившись сердцем, сказал своим воинам: иступите мечи о камень, и да престанут убийства». Другое предание, также зафиксированное в поздней надписи на тыльной стороне иконы, сообщает о поругании этой святыни во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. Сохранилась также запись об устроении в декабре 1673г. оклада на эту икону «обещанием» воеводы князя Константина Осиповича Щербатова, где она также именуется «чудотворной». Празднование Любятовской иконе Богоматери приходится на 19 марта.
Икона относится к редкому изводу Умиления, сочетающему с традиционным мотивом ласкания Младенца и Матери жест правой руки Христа, касающейся подбородка Богородицы. Этот жест напоминает об изображениях типа «Взыграния». К особенностям извода Богоматери Любятовской следует отнести прямую посадку Младенца, наличие свитка в левой согнутой в локте руке и обнаженную правую руку. На этих иконах Младенец часто представлен облаченным в тунику, препоясанную под грудью и по плечам, с гиматием, драпирующим только нижнюю часть фигуры.
Препоясание указывает на священство Христа, одновременно знаменуя образ силы и власти. По закону Моисееву первосвященник, входящий в святилище, должен облачаться в льняной хитон и опоясываться (Левит. 16:4). Препоясание как символ власти также подтверждается ветхозаветными текстами (2 Цар. 22:33; Пс. 92:1). Образом власти является и изображение лент-клавов на плечах Младенца, о чем свидетельствует пророк Исайя (Ис. 9:6, 7). Таким образом, Христос здесь представлен «по чину Мельхиседекову» как Царь и Первосвященник. О Царстве будущего века, видимо, должны напоминать красные нимбы, украшенные золотым орнаментом в виде вьющейся лозы. В жесте правой руки Младенца, нежно касающегося лица Матери, можно усмотреть намек на тему «брачного», нераздельного, союза между Богоматерью — Невестой, олицетворяющей Церковь, и Женихом — Христом. |