Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери Одигитрия Вознесенского Монастыря.
Москва.
Дионисий.
1482 г.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 135 х 111 см. 
Иконография
Одигитрия

Икона Вознесенского монастыря, почитаемая чудотворной, написана на более древней доске. Первоначальный образ, как известно из летописей, пострадал в пожар 1482 г.: «...сгоре икона Одигитрие на Москве во церкви каменой святаго Възнесения, чюдная святая Богородица гречьского писма, в ту меру сделана, якоже в Цареграде чудная, еже исходит во вторник да в среду на море; толико образ той сгоре да кузнь, а доска ся остала; и написа Денисей иконник на той же дъске в той же образ».
Существует мнение, что древняя икона — список с цареградской, стоявшая в кремлевском монастыре, основанном княгиней Евдокией, была одним из двух образов, привезенных на Русь в XIV в. суздальским архиепископом Дионисием, духовником княгини. День празднования иконе, 7 июля, совпал с днем преставления, княгини Евдокии, в инокинях Ефросиний, основательницы Вознесенского монастыря (1407). В этот же день праздновалась и Влахернская икона Одигитрии, принесенная в Москву в 1654 г. Одигитрия Вознесенского монастыря носилась в большие крестные ходы 23 июня и 26 августа, с участием митрополитов, патриарха и великих князей.
При общей иконографической схеме, соответствующей Одигитрии Влахернской, икона из Вознесенского монастыря имеет некоторые особенности. Младенец держит свиток, упертый в колено. Эта деталь характерна для некоторых списков Одигитрии Смоленской, в частности тех, что происходят из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 
Происхождение
Происходит из местного ряда Вознесенского собора Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 12799 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance