Успение
Икона является точным списком с чудотворного образа, находившегося в соборной церкви Киево-Печерской лавры и пропавшего во время Великой Отечественной войны. История появления чудотворного образа связывается с преданием из Печерского Патерика об иконе, врученной в Константинополе, во Влахернах, самою Богородицею греческим мастерам, посланным Ею в Киев для основания и строительства там храма Ее имени. Описанные в предании события относятся к 1073 г. Церковью установлено празднование иконы 16 апреля в память принесения иконы из Константинополя в 1073 г. и 15 августа в воспоминание Успения Богородицы.
В Патерике ничего не говорится об изображении на иконе. Тем не менее, церковное предание связывает богородичную икону Печерского Патерика с образом «Успения» собора Киево-Печерского монастыря. Такая традиция, по-видимому, основана на появившемся впервые названии иконы в сочинениях Иоанникия Галятовского «Ключ разумения» (1659) и «Небо новое...» (1665), в главе, посвященной чудесам Пресвятой Богородицы Печерской, при описании первого чуда — посылке мастеров Богородицею, он написал: «и дала... образ Успения своего». В XVII в., судя по многочисленным спискам этого времени с иконы, почитание образа «Успения» из соборной церкви Киево-Печерского монастыря получает широкое распространение. Более ранние списки с изображением чудотворного образа неизвестны.
Изображение Успения на чудотворной иконе имело ряд особенностей: Богоматери на одре предстояли только апостолы двумя тесными группами, апостол Иоанн стоял за одром, низко склонившись к Ее лицу. Икона имела необычный вытянутый по вертикали формат (39,6 х 28,6 см.) и была закрыта цельным золотым окладом, украшенным крупными алмазами и драгоценными камнями. На изображении завесы одра Богоматери, слева, — углубление для ковчежца, в котором помещались частицы мощей мучеников, переданные, по преданию, Богородицею вместе с иконою во Влахернском храме при отправке мастеров в Киев.
Икона Кирилла Уланова написана в размер подлинника, имеет большое сходство с гравюрой, напечатанной в Киеве в типографии Лавры в 1697 г. Богатство и красота украшения иконы царского изографа дают основание предположить, что икона могла быть связана с Петром I. Известно, что он глубоко чтил киево-печерскую икону «Успения Богородицы». По преданию, именно к ней он спешил в Киев после победы под Полтавой в 1709 г. и очень был обеспокоен ее сохранностью при пожаре в Киеве 1718 г. |