Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери Козельщанская.
Москва.
Конец XIX - начало XX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 13x10,5 см.
На иконе надпись: «ИЗОБРАЖЕНIЕ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖ МТРИ» 
Иконография
Козельщанская

Икона является повторением чудотворного образа Козельщанской (Козельщинской) Богоматери, который находился в Рождество-Богородичном женском монастыре в селе Козельщине Полтавской губернии. Первоначально икона была семейной святыней в доме графа Капниста. Фамильное предание свидетельствует: «... икона эта, написанная в италианском стиле конца XV или начала XVI столетия, принадлежала супруге запорожского войскового писаря Сиромахи, который, подписав вместе с гетманом Полубожком акт окончательного присоединения Малороссии к Русской Державе, был награжден землей и, по желанию императрицы [Екатерины II], женился на одной из ее фрейлин, происходившей из италианского рода». Чудесное исцеление Марии, дочери графа Владимира Капниста, молившейся перед этим образом, произошло 21 февраля 1881 г. В последствии, икона прославилась многими чудесами и исцелениями в Москве, куда она была привезена семейством графа Капниста. В марте 1881 г. по благословению преосвященного Алексия икона Козельщанской Богоматери временно устанавливается для поклонения в одном из московских храмов. В апреле 1881 г. с разрешения Полтавского архиепископа Иоанна икона перенесена во временную часовню, специально для нее устроенную в графском саду в Козельщине. Летом собрана особая следственная комиссия из духовных и гражданских лиц, обследовавшая 21 чудо, бывшее от иконы в 1881-1882 гг.. А в июне 1886 г. икона торжественно крестным ходом с чтением акафиста и водосвятием передана в храм, вокруг которого основалась сначала женская община, а затем монастырь. Празднование иконе установлено 21 февраля.
Чудотворная икона Козельщанской Божией Матери имела небольшие размеры (35,2 х 26,4 см). Младенец Христос на Козельщанской иконе полулежит на коленях Богоматери, держа крест. Справа на столе изображена чаша с ложечкой в символ того, что Богоматерь принесла радость миру: «Радуйся, чаше, черплющая радость». Чаша и ложечка на столе перед Богоматерью могут быть истолкованы и как символы таинства причащения. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-1580 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance