Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери «Спорительница Хлебов».
Россия.
Конец XIX - начало XX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 18x13 см.
Вверху на фоне иконы по сторонам от Богоматери надпись:
«ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЕ БОГОРОДИЦЫ СПОРИТЕЛЬНИЦЫ ХЛЕБОВ». На обороте дарственная надпись чернилами: «БЛАГОСЛОВЕНИЕ БАТЮШКИ О.АНАТОЛИЯ. 1912» (духовник игумен Анатолий, один из последних оптинских старцев, скончался в 1922 г. за год до закрытия монастыря) 
Иконография
«Спорительница Хлебов»

В 1890 г. прославленный старец Амвросий из Оптиной пустыни в Калужской губернии (A.M. Гренков, 1812-1891, канонизирован в 1989г.) заказал своему ученику иеромонаху Даниилу (Д. М. Болотов, 1837-1907, известный академический живописец) икону нетрадиционной иконографии. Икона должна была изображать видение, открывшееся старцу Амвросию в близлежащей Шамординской обители, устроенной им для обездоленных женщин. Созерцая с высокого холма, на котором расположена Шамординская обитель, живописную долину с дальними селами, Амвросий молился Богоматери о покровительстве и заступничестве. Богоматерь явилась ему, восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле. Старец сделал эскиз иконы, в основу которой был положен любимый им Шамординский пейзаж. Изображение Богоматери для нового образа было заимствовано из иконы «Всех святых», находившейся в Богородично-Всехсвятском монастыре (1875) в Орловской губернии. Амвросий хотел создать такой образ Богоматери, через который она оказывала бы свою милосердную помощь всем обездоленным и голодающим, покровительствовала бы земледельцам и давала надежду на урожай, что было особенно актуально в голодный для Калужской губернии 1890 г. Икона была привезена в Оптину пустынь осенью 1890 г. настоятельницей Болховского монастыря игуменьей Иларией. Амвросий назвал новый образ «Спорительница хлебов» (помощница людям в их трудах и заботах о хлебе насущном) и установил день его празднования 15 октября — после окончания срока жатвы и уборки урожая. Он составил особый припев к Богородичному Акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!». В молитве иконе полностью раскрывается содержание нового Богородичного образа: «О Пречистая Дево Богородице... Питательница наша, рождшая Питателя Вселенные и Спорительнице хлебов наших... Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай...». Икона сразу же получила почитание не только в Оптиной и Шамординской обителях, но и в других монастырях и храмах России. Ее изображения разносились богомольцами по многим городам и селениям. Списки с иконы посылались в те места, где была особенно большая нужда.
Икона из Третьяковской галереи является уменьшенным списком, исполненным в конце XIX - начале XX в. в живописной манере. Такие списки, довольно точно повторяющие прославленный образ, изготовлялись в Оптиной пустыни. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. ДР-603 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance