«Взыскание Погибших»
Икона является списком одной из чудотворных икон Богоматери «Взыскание погибших». Это именование возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII в.). Молясь перед образом Богоматери, Феофил называл ее «Взыскание погибших». На Руси так называемая «молитва Феофила» и текст повести стали известны благодаря тому, что она вошла в составленные св. Димитрием Ростовским Четьи Минеи (под 23 июня). Впервые они были изданы в 1689 г. Церковные предания утверждают, что в XVIII в. на Руси прославились чудотворениями несколько икон Богоматери «Взыскание погибших». Древнейшими и наиболее известными среди них в XIX в. считали образ из Георгиевской церкви г. Волхова и икону из московской Христорождест-венской церкви в Палашах. Эта икона, почитаемая как древняя чудотворная святыня, стоит сейчас в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.
Главными иконографическими особенностями этого образа являются: почти поколенное изображение сидящей Богоматери, положение Младенца, стоящего на Ее коленях, десницей обнимающего Ее и приникающего щекой к лику Богородицы, а также достаточно редкое изображение рук Марии с плотно сцепленными пальцами. Руки Богоматери образуют кольцо вокруг фигуры Младенца Христа. В иконописной традиции XIX в. существовало несколько устойчивых иконографических вариантов этой иконы, когда Богоматерь изображалась с покровенной или непокровенной главой, иногда не воспроизводилось характерное положение Ее рук. На некоторых иконах слева помещалось изображение окна с пейзажем. Все вышеперечисленные варианты иконографически восходят к той или иной чтимой святыне.
Служба иконе была составлена в Москве в XIX в. на основании общебогородичных молитвословий и службы Сретению. Молитва ко Пресвятой Богородице «Взыскание погибших» взята из русского текста повести «О покаянии Феофила». Празднование совершается 5 февраля.
Икона из собрания Третьяковской галереи, вероятно, является сокращенным списком иконы «Взыскание погибших» из Воскресенской церкви г. Твери. Она воспроизводит основные иконографические особенности данного образа: голова Богоматери не покрыта, Ее волосы свободно ниспадают на плечи, слева помещено изображение окна. Отличительной особенностью иконы из Третьяковской галереи является обрамляющий изображение овал. Внизу в овале помещена надпись крупными буквами: «дерзай, взыщу и услышу». |