Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери «Нечаянная Радость» со 120 чудотворными иконами Богоматери.
Москва.
Середина XIX в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер: 121 х 94 см. 
Иконография
«Нечаянная Радость»

Иконография с изображением почитаемых в России икон Богоматери восходит к большим гравюрам, которые появились в начале XVIII в. и содержали различное число изображений, расположенных в произвольном порядке или по месяцеслову. Большие гравюры разрезались на отдельные изображения, которые использовались для иллюстрирования книг, содержащих рассказы о чудотворных иконах Богоматери. Источником служили печатные листы с изображением прославленных икон, которые получили во второй половине XVII в. широкое распространение в Польше и Малороссии, а оттуда проникли в Москву. Идея составления свода чудотворных икон связана, возможно, с появлением в конце XVII -начале XVIII в. людей, отрицавших чудотворность икон с позиций рационализма.
Сюжет иконы «Нечаянная радость» взят из сочинения св. Димитрия Ростовского (Туптало) «Руно орошенное» (XVII в.). Некий грешник, отправляясь на злое дело, молится, по обыкновению, перед иконой Богоматери с Младенцем и видит, что на теле Младенца возникают раны на руках, ногах и в боку и из них течет кровь, как во время Распятия. Богоматерь говорит, что от грехов людей открываются раны на теле Христа. Тем не менее она умоляет Христа простить раскаявшегося грешника, которому дается «нечаянная радость» после того, как он целует раны Христа на иконе.
Когда и где появилась первая икона на этот сюжет неизвестно. Древнейшая из известных нам икон была вложена в московскую церковь Неопалимой Купины, что на Девичьем поле, в 1832 г., ее особое почитание началось в 1835 г. после того, как она прославилась чудотворениями. Хотя икона считалась древней, о слабом распространении сюжета говорит тот факт, что в 1840 г. иконография и название иконы не были известны Филарету, митрополиту Московскому. Другие московские иконы на этот сюжет возникли не ранее середины XIX в.
На иконе из Третьяковской галереи чудотворные образы расположены в произвольном порядке, хотя в основном они следуют месяцеслову сентябрьского года. Выделение сюжета «Нечаянная радость» в качестве главной темы связано, возможно, с чудом, случившимся от иконы в московской церкви Неопалимой Купины в 1838 г. 
Происхождение
Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 28821 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance