Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Икона Богоматери «Жена, Облеченная В Солнце».
Москва.
XVIII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 111 х 77 см. 
Иконография
«Жена, Облеченная В Солнце»

В XV в. в Германии возник аллегорический тип Богоматери в облике Апокалиптической жены. В этой иконографии Богоматерь представлена в рост, с Младенцем на руках; ее ноги опираются на лунный серп, от фигуры исходят золотые лучи, образующие ореол сияния (мандорлу), на голове Богоматери (в большинстве изображений и на голове Младенца) корона. Образ является прямой иллюстрацией слов Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...»(0тк. 12:1,5). Подобные изображения известны в гравюрах, в скульптуре, в миниатюрах и на витражных стеклах, начиная с XV в. Различные варианты данного иконографического типа получили большое распространение в польском искусстве, откуда через Украину, Белоруссию и Литву пришли в Россию. К этой иконографии принадлежат почитавшиеся в России иконы Виленская и Благодатное Небо из Архангельского собора Московского Кремля. Последняя была создана царскими иконописцами Оружейной палаты в 1678-1680 гг. по имеющемуся у них западному образцу. Вероятно, по этому же образцу была исполнена в 1682 г. и икона-аппликация для церкви Распятия Большого Кремлевского дворца. Ее автор —Василий Познанский, был выходцем с западных земель. Возможно, он и привез в Москву этот иконографический образец.
Икона из Третьяковской галереи воспроизводит один из вариантов этой иконографии. Богоматерь представлена в рост, фронтально. Ее руки, поддерживающие Младенца, скрещены; в левой руке — белый плат; пальцы правой руки сложены в жесте благословения. Младенец Христос изображен с закрытым Евангелием в левой руке. На головах Матери и Сына золотые короны с крестами, окруженные нимбами. Вверху два летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Третий ангел венчает короной голову Младенца Христа. Богоматерь изображена на фоне красного овала мандорлы со светлыми охристыми лучами сияния. На ее плечах две белые лучистые звезды. Под ногами Богоматери — лунный серп. На мандорле надпись: «жена, облеченная в солнце». На лунном серпе продолжение надписи: «и луна под ногами ее». Ближайшие иконографические аналогии иконы обнаруживаются в польском искусстве. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
ГТГ. Инв. 28622 
Библиография
"Чудотворный образ" (?) 
Поддержите проект
Project assistance