Рождество Христово.
Вторая половина - конец XVII века.
Поволжье.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 31,6 х 27,5 см.
Характерной деталью иконографии является изображение Богоматери, сидящей в повороте к волхвам, подносящим дары младенцу. Данный иконографический вариант получает распространение во второй половине XVII в. Он восходит к одной из самых ранних русских икон с подобной деталью - иконе "Рождество Христово" из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля, созданного в 1650-е годы. Данный кремлевский иконостас и его иконы стали одним из основных образцов в дальнейшем развитии русского искусства.
В стиле иконы ощутима зависимость от живописи Москвы третьей четверти XVII в. Ее красочная гамма проще, чем в московских произведениях. Личное письмо, несколько запоздалое по отношению к столичному искусству, не имеющее признаков "живоподобия", свидетельствует о принадлежности мастера к местному кругу высокопрофессиональных, но несколько консервативных иконописцев, усвоивших стиль столичного искусства в целом, но не принявших его наиболее радикальных новшеств.
Икона является памятником живописи Поволжья второй половины - конца XVII в. Представляет художественную, историческую и музейную ценность. |