Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Искушение святого Антония Великого (врезок).
Середина XVI века.
Москва.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 34,4 х 27,3 см (врезок 16,5 х 15,5).
Древний фрагмент врезан в тонкую липовую доску с двумя дубовыми шпонками. В первоначальном красочном слое находится изображение преподобного Антония Великого, лежащего на ложе лицом к горе с черной пещерой, из которой в его сторону выходят серовато-зеленые бесы и различные звероподобные существа. Икона с уникальным сюжетом, по-видимому, являлась частью житийной иконы Антония Великого. Этот святой, египтянин, который жил во второй половине III - начале IV в., стал одним из первых монахов на Земле и удостоился глубочайшего почитания во всем христианском мире за то, что заложил основы монашеского образа жизни. Он был очень популярен и на Руси, однако другие примеры иллюстрирования его жития в древнерусском искусстве неизвестны. Икона передает ряд подробностей, известных на Руси из литературного Жития св. Антония, написанного св. Афанасием Александрийским. Это пещера преподобного в склоне гор, обращенном к Восточной Египетской пустыне, и основанный им монастырь, стоящий у подошвы гор, на краю пустыни, Возможно, изображения фантастических кивориев, возвышающихся над монастырской стеной, восходят к реальным многокупольным увенчаниям зданий обители Св. Антония, которые могли быть известны русским паломникам.
Икона принадлежит к числу памятников, характеризующих неизученные и малоизученные явления русского искусства второй половины XVI в. Представляет художественную, историко-культурную, научную и музейную ценность. 
Иконография
Прп. Антоний Великий 
Происхождение
Неизвестно 
Местонахождение
Частные коллекции 
Библиография
Каталог "Русские иконы. Частные коллекции". Стр. 10 
Поддержите проект
Project assistance