Центры и школы | | | | | | | | ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА |
| | | ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | РОССИЯ |
| | РУССКИЕ ИКОНЫ |
| | | | | | | | | | | | ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ |
| | | | | | | | | | | | Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир) |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|
Богоматерь Знамение.
Двусторонняя икона. <a href="?menu=school&s_top=&s_id=2&icon_id=source30/7a"><i>На обороте</i></a> - Мученица Ульяна.
Новгород.
Первая половина XIII века.
Дерево, левкас, темпера.
Размер 78 х 66 см. |
Иконография |
Богоматерь Знамение
Икона является самым ранним сохранившимся списком прославленной новгородской святыни «Богоматерь Знамение», датируемой до 1169 г. и находящейся сейчас в Софийском соборе Новгорода.
История древней иконы прослеживается по письменным источникам XVI в. О ней сообщается в делах Церковного собора 1553-1554 гг. и Новгородской II летописи под 1561 г. Из этих источников следует, что икона была при везена по указу Ивана Грозного из Новгорода и постав лена как храмовый образ в выгоревший Благовещенский собор Московского Кремля вскоре после пожара 1547 г. В начале XVII в. для Благовещенского собора сделали новый храмовый образ, являющийся несколько уменьшенной копией древней иконы. По-видимому, после это го древнюю икону перенесли в Успенский собор, где она и находилась до 1917 г. Икона была, вероятно, одною из самых прославленных новгородских святынь. Новый этап ее почитания начался с середины XVI в. в стенах Московского Кремля, о чем свидетельствуют письменные источники и ее копии-списки в Архангельском и Благовещенском соборах. В XVIII в. икона, не сохранившая своего сказания, была отождествлена с чудотворной «Устюжской», источавшей миро и спасшей город Великий Устюг от «каменного града» в 1290 г., согласно рас сказу из Жития св. Прокопия Устюжского.
Главная иконографическая особенность иконы — образ воплощенного Младенца Иисуса Христа на груди Богоматери. Он связан с образом Триединого Бога, пребывающего на небесах. Триединый Бог представлен в верхней части иконы в образе Ветхого Деньми — седовласого старца из ветхозаветных видений (Дан. 7:9-14). От его благословляющей руки исходит Божественный луч (св. Дух). Он восседает на престоле, окруженном голубой мандорлой с Небесными Силами. Содержание образа раскрывается в надписи: «Иисус Христос Трисвятой Ветхий Деньми». Икона наглядно показывает реальность Непорочного Зачатия и Воплощения вечно сущего Бога — второго лица Троицы.
Наиболее существенная реставрация иконы произошла в XVI в. Тогда был полностью заменен левкас на фоне (вырезан по контурам фигур) и на новом левкасе написаны крылья архангела. Первоначальный фон был золотой. На лике Богоматери имеются потертости красочного слоя, от престола за ее спиной и от посоха в руке архангела остались только фрагменты.Представленная икона «Богоматерь Знамение» с «Мученицей Ульяной» на обороте отличается от иконы, находящейся в новгородском Софийском соборе выбором святых на обороте и полях. |
Происхождение |
По сообщению П.И.Юкина, вывезена из Зверина монастыря в Новгороде в 1913 году. |
Местонахождение |
Собственность П.Т. Кориной. Москва. |
Библиография |
Каталог "1000-летие Русской художественной культуры". Москва 1988. Стр. 50,333. |
Поддержите проект Project assistance |
|