Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

София Премудрость Божия с избранными святыми.
(Триптих -
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_left.jpg"><i>Левая створка</i></a>,
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_right.jpg"><i>правая створка</i></a>.
Москва. Вторая половина XVI века.
Дерево, темпера.
Размер - 122 х 97 см. - средник. 121 х 48 см. - каждая створка. 
Иконография
София Премудрость Божия
Триптих представляет собой своего рода деисусный чин, где Софии предстоят, помимо традиционных фигур Богоматери и Иоанна Предтечи, следующие святые.
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_left.jpg"><i>Левая створка</i></a>:
Архангел Михаил, апостол Петр, святитель Николай;
Василий Великий, Григорий Богослов, князь Борис;
Святители Леонтий Ростовский, Игнатий Ростовский, преподобный Феодосий Печерский.
<a href="jpg-data/icons/source3/98_2_right.jpg"><i>Правая створка</i></a>:
Архангел Гавриил, Апостол Павел, митрополит Алексей;
Иоанн Златоуст, митрополит Петр, князь Глеб;
Святитель Исайя Ростовский, преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский.
Текст на фоне иконы - толкование образа Софии как олицетворения Девства. Согласно толкованию, фигура Софии Премудрости Божией с огненно красным ликом и огненно-красными крыльями, в золотой короне и красно-золотых одеждах, со скипетром в правой руке и белым свитком в левой, сидящая на престоле, является олицетворением Девства, образом девственной чистоты Пречистой Девы Богородицы и одновременно Церкви, в которой пребывает Иисус Христос. Огненное лицо Софии означает, по толкованию, божественный огонь, который "попаляет" страсти "тленные" и просвещает душу чистую. Над ушами Софии тороки (ленты), подобно ангельским, - символ девственной жизни, равной ангельской. Тороки же "суть покоища Святого Духа". Венец царский - знак того, что смиренная мудрость Девства царствует над страстями. Препоясание на чреслах и груади девы - "образ старейшинства и святительства". Скипетр в руке - царский сан Девства. Орлиные, огненные крылья - "высокопаривое пророчество", т.е. высокий пророческий дар и скорый, быстрый разум. "Слава, окружающая Девство, есть "одеяние света", а престол Девства - "покой Будущего века, т.е. мир Царства Божиего (Евр. 3 : 18). Семь столпов - семь дарований Духа. Камень под ногами - то же Девство, как камень веры в Христа и основание Церкви. Христос, изображенный над головой Девы, подает архиерейское благословение как глава мудрости, Слово Боджие. Полог неба с Уготованным престолом и ангелами - простертые небеса, приклоненные Христом к Девству Софии.
Тексты на фоне Славы: слева - "Девство образ Божий; от девы бо родися Господь, девства почти, елико бо лезплотен и безтелесен Господь, толико чистоте и безистлению плоти нашей радуется". Справа - "В шуйце же имать свиток написан, а в нем написаны суть неведомых тайн откровения…Недостижна бо суть божественная действо ангелом и человеком". 
Происхождение
Находился в собрании А.И. и И.И. Новиковых, затем в церкви Успения "на Апухтинке" в Москве. 
Местонахождение
Государственная Третьяковская Галерея № 19973 (средник); 19868 (левая створка); 19869 (правая створка). 
Библиография
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI-XVIII вв. М., 1963. Т. 2. № 482.
София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII - XIX веков из собраний музеев России. М., 2000.
Каталог № 98 С. 274-275. 
Поддержите проект
Project assistance