Главная Поиск Общие понятия Иконография Центры и школы Хронология Словарь Ссылки

Центры и школы

 ВИЗАНТИЯ
 Древнейшие иконы
 Иконоборческий период (730-843 гг)
 Период македонской династии (867-1056 гг)
 Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов (1059-1204 гг)
 XIII в
 XIV - первая половина XV века
 ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА
 Феофан Грек
 ОТДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ЦЕНТРЫ ВИЗАНТИЙСКОГО МИРА
 Константинополь
 X - XIII века
 конец XIII – первая половина XV века
 Фессалоники
 Афон
 Греция
 Сербия
 Болгария
 Македония
 Крит
 Кипр
 Коптское искусство
 Сирия. Палестина
 Грузия
 Мастерские крестоносцев
 Италия ("Манера бизантина")
 РОССИЯ
 РУССКИЕ ИКОНЫ
 Домонгольские иконы
 XIII в
 XIV в
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII в
 XIX в
 конец XIX - начало XX в
 XX в (после 1917 г)
 ОТДЕЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ШКОЛЫ
 Новгород
 XII-XIII вв
 XIV в
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV века
 XVI - XVII вв
 Псков
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 Средняя Русь (Ростов – Суздаль - Владимир)
 XIII - XIV вв
 XV в
 XVI в
 XVII в
 XVIII - XIX вв
 Москва
 XIV век
 Первая половина XV века
 Вторая половина XV - начало XVI века
 XVI век
 конец XVI - начало XVII в (Строгановская школа)
 Первая половина - середина XVII в (Царские изографы)
 Вторая половина XVII - начало XVIII века (школа Оружейной палаты)
 XVIII век
 XIX и начало XX века
 Тверь
 XIII - XIV вв
 XV - XVI вв
 Русский Север
 XIV - XV вв
 XVI - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Ярославль
 XIII - XV вв
 XVI в
 XVII - XVIII вв
 Санкт-Петербург
 Вологда
 Кострома
 Рязань
 Нижний Новгород
 Палех
 Мстера
 Малороссия
 Белоруссия
 Урал
 Сибирь
 Старообрядческие иконы
 Отдельные мастера
 Андрей Рублёв
 Дионисий
 Назарий Истомин
 Симон Ушаков
 Иосиф Владимиров
 Федор Зубов
 Кирилл Уланов
 ПОСТВИЗАНТИЙСКИЕ ИКОНЫ
 Крит
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Греция
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Афон
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Сербия
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Болгария
 XV - XVII вв
 XVIII - XIX вв
 Валахия и Молдавия
 Грузия
 Египет
 Кипр
 Сирия и Палестина

Богоматерь Страстная.
Москва. Первая треть XVIII века.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 144,5 х 78 см. 
Иконография
Богоматерь Страстная

Икона представляет близкое повторение чудотворного образа «Богоматерь Страстная», чудесно обретенного, как сообщает «Сказание о палецкой иконе», по указанию Богоматери, 1 мая 1641 г. в Нижнем Новгороде. В июле того же года образ перенесен в с. Палец, где прославился чудотворением. Вскоре икона была принесена в Москву и, по повелению царя Михаила Федоровича, с нее сделан список, а икона возвращена до 1645г. в с. Палец, в деревянную Одигитриевскую церковь. Список с чудотворной палецкой иконы, сделанный в Москве, был установлен в каменной церкви Богоматери Одигитрии, построенной в 1646 г. у Тверских ворот в память о встрече на этом месте палецкого чудотворного образа. Она стала соборным храмом девичьего монастыря, устроенного при ней повелением царя Алексея Михайловича. С середины XVII в. монастырь именуется «Страстным». Икона находилась в монастырском соборе до времени его закрытия в 1937 г. Икона «Богоматерь Страстная» Московского Страстного монастыря почиталась чудотворной, и общерусское празднование было установлено в шестое Воскресенье по Пасхе, в память первого чуда, совершенного в Нижнем Новгороде от иконы, и 13 августа, в воспоминание встречи иконы в Москве. В XVII в., при царе Алексее Михайловиче, празднование Встречи было 30 августа, о чем свидетельствуют крестные ходы в церковь Богоматери Страстной и участие государя в праздничных службах.
На чудотворной иконе представлен поясной образ Богоматери с Младенцем на левой руке. Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов, представленных вверху на фоне. Образы ангелов, несущих в покровенных руках орудия Страстей, дали название иконографическому типу «Богоматери Страстной». Истоки этого иконографического извода можно найти в византийском искусстве XII в. Однако окончательно он сформировался в XV в. в иконах итало-критского круга, прежде всего в произведениях Андреаса Рицоса (1422-1492), которого, по-видимому, можно считать автором данного иконографического извода.
Исключительной особенностью иконы из Третьяковской галереи являются двенадцатистрочные вирши со смежной рифмой, расположенные в два столбца на нижнем поле иконы. Текст вирш раскрывает тему страстной жертвы и включает пророчество Симеона Богоприимца о Богоматери; выражение «царствующий сей град» дает основание считать икону написанной в Москве. 
Происхождение
Неизвестно. 
Местонахождение
Государственная Третьяковская Галерея (№ инв. Арх ДР 38). 
Библиография
София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII - XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. Каталог № 25 С. 104-105.
Сидоренко Г.В. Чудотворный образ "Богоматери Страстной" в России // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1999.С. 96-103. Ил. На с. 98.
"Чудотворный образ" 
Поддержите проект
Project assistance