«Всех Скорбящих Радость»
Икона является списком с чудотворной иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», прославившейся в 1688 г. после того, как от этого образа, находившегося в московской церкви Преображения на Ордынке, излечилась сестра патриарха Иоакима. Икона, по-видимому, появилась в Преображенской церкви после ее перестройки в 1685 г. Судьба чудотворного образа не ясна. По одной версии он находился в московской церкви «Всех скорбящих радость» на Ордынке, сменившей древний Преображенский храм, вплоть до ее закрытия в советское время. Согласно другой версии чудотворный образ в 1711 г. по желанию царевны Наталии Алексеевны был перевезен в Петербург, в Москве же остался список. Московская и петербургская иконы заметно отличаются по своей иконографии.
Иконография Богоматери «Всех скорбящих радость», известная на Руси с 80-х гг. XVII в., складывалась под очевидным влиянием нескольких католических типов изображения Богородицы. Единственная общая черта многочисленных вариантов — изображение страждущих, обращающих свои мольбы к Богоматери, которая выступает как их заступница и покровительница (исключение составляет петербургская чудотворная икона, где страждущие не изображены). В варианте иконографии, к которому относятся как московская, так и петербургская иконы, в центре изображалась увенчанная короной Богоматерь, нередко стоящая на луне и держащая на левой руке коронованнного Младенца. Образ окружен сиянием, также восходящим к тексту Апокалипсиса о «жене, облеченной в солнце» (Отк. 12:1). В варианте, к которому принадлежала московская чудотворная икона, это изображение дополнено страждущими, разделенными на шесть групп — старцев, нагих, больных, скорбящих, голодных и путешествующих, которых от лица Богородицы утешают ангелы. Эти изображения прямо иллюстрируют текст тропаря иконе, который помещен в картуше в нижней части композиции. Особенность, присущая московской чудотворной иконе, — наличие четырех дополнительных святых, чьи изображения помещены по обеим сторонам от Богородицы над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский.
Икона из Третьяковской галереи достаточно точно повторяет иконографию московской чудотворной иконы, почти совпадая с ней по размерам. Она может считаться одной из самых ранних реплик такого извода. Особенность данного памятника — иной порядок расположения дополнительных святых и замена изображения Григория Декаполита на Григория Неокесарийского (что, вероятно, связано с близостью ц. Николы в Толмачах к ц. Григория Неокесарийского на Полянке). |